3. Який вид/які види традиційних сонетів не виокремлюють літературознавці? ( 2 б.) А. Італійський. Б. Дантівський. В. Петрарківський. Г. Англійський. Ґ. Шекспірівський.
Чему учат сказки? Жизни. Сказки в увлекательной форме рассказывают о добре и зле. Они внушают, что ничто даром не дается. Но доброе дело и сердце будут вознаграждены, а зло наказано.
Впрочем, явного зла в "Сказке об одном зернышке" не было. Ну ходили братья бесцельно по степи, долю свою искали. Одному повезло. целый мешок золота нашел, второй - саблю. А младший - лишь одно зернышко и сумел отыскать. Вот тут-то пути братьев, как это часто бывает, и разошлись.
Много труда пришлось младшему приложить, чтобы из одного зернышка хлеба получить хлеба, достаточного для прокормки семи городов и семи сел, построенных внуками. Но все же достиг к старости того, о чем братьям в степи сказал. А у них-то жизни как раз не задались, не сумели найденным добром распорядиться. Один был жаден, другой - задирист.
Вот так и мы свою жизнь строить не умеем растрачиваем, подобно старшим братьям, природные таланты, не те цели ставим, не теми путями идем.
Дома вы должны были прочитать рассказ «Макар Чудра». Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра - романтический герой? (ответы учащихся).
- Почему портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем, которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»?
- Кто ещё из действующих лиц является романтическим героем? (К уроку профессиональным художником нарисованы портреты Рады и Лойко)
- Назовите основные черты их характера. (Лойко - свобода и независимость; Радда - гордость).
- Как в иллюстрации к рассказу художнику удалось подчеркнуть основные черты романтических героев?
- А в тексте мы найдем подробное описание портрета героев. (Нет, только штрихи к портрету: Лойко – усы; Радда – скрипка).
Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе. Но, в отличие от других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного словесного портрета, единственное, на что обращает внимание автор – это усы Лойко, а о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.
- Итак, вспомните фабулу рассказа - перед Лойко встала дилемма: свобода или любовь? Как, по-вашему, что такое любовь? (ответы детей).
Обратимся к «Толковому словарю» С.Ожегова.
ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.
- А теперь давайте вернемся к эпиграфу:
СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.
- Кто из героев: Лойко или Радда, оказался в выборе между любовью и свободой сильнее?
Познакомимся с ней поближе. (Монолог может прочитать заранее подготовленная ученица. Я исполняла его сама, накинув цветной платок).
Радда, дочь Данилы солдата.
Говорят, красива я очень. И словами–то обо мне не скажешь. Может быть, красоту мою можно на скрипке сыграть, да и то не всякому.
Много посушила я сердец молодецких и молодого цыгана Лойко Зобара пленила.
Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил - моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно–то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю–то, Лойко, я люблю больше. А без него мне не жить, как и ему без меня…
- Итак, друг без друга герои не могут, но и покоряться друг другу не хотят. Какой же выход они нашли?
Монолог Лойко (звучит в аудиозаписи)
- Подумайте, идя ночью навстречу с Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за к тексту. («Я знала…»)
- А Лойко предчувствовал собственную смерть?
- Что же отличает героев Горького от других романтических героев?
Чему учат сказки? Жизни. Сказки в увлекательной форме рассказывают о добре и зле. Они внушают, что ничто даром не дается. Но доброе дело и сердце будут вознаграждены, а зло наказано.
Впрочем, явного зла в "Сказке об одном зернышке" не было. Ну ходили братья бесцельно по степи, долю свою искали. Одному повезло. целый мешок золота нашел, второй - саблю. А младший - лишь одно зернышко и сумел отыскать. Вот тут-то пути братьев, как это часто бывает, и разошлись.
Много труда пришлось младшему приложить, чтобы из одного зернышка хлеба получить хлеба, достаточного для прокормки семи городов и семи сел, построенных внуками. Но все же достиг к старости того, о чем братьям в степи сказал. А у них-то жизни как раз не задались, не сумели найденным добром распорядиться. Один был жаден, другой - задирист.
Вот так и мы свою жизнь строить не умеем растрачиваем, подобно старшим братьям, природные таланты, не те цели ставим, не теми путями идем.
Дома вы должны были прочитать рассказ «Макар Чудра». Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра - романтический герой? (ответы учащихся).
- Почему портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем, которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»?
- Кто ещё из действующих лиц является романтическим героем? (К уроку профессиональным художником нарисованы портреты Рады и Лойко)
- Назовите основные черты их характера. (Лойко - свобода и независимость; Радда - гордость).
- Как в иллюстрации к рассказу художнику удалось подчеркнуть основные черты романтических героев?
- А в тексте мы найдем подробное описание портрета героев. (Нет, только штрихи к портрету: Лойко – усы; Радда – скрипка).
Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе. Но, в отличие от других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного словесного портрета, единственное, на что обращает внимание автор – это усы Лойко, а о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.
- Итак, вспомните фабулу рассказа - перед Лойко встала дилемма: свобода или любовь? Как, по-вашему, что такое любовь? (ответы детей).
Обратимся к «Толковому словарю» С.Ожегова.
ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.
- А теперь давайте вернемся к эпиграфу:
СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.
- Кто из героев: Лойко или Радда, оказался в выборе между любовью и свободой сильнее?
Познакомимся с ней поближе. (Монолог может прочитать заранее подготовленная ученица. Я исполняла его сама, накинув цветной платок).
Радда, дочь Данилы солдата.
Говорят, красива я очень. И словами–то обо мне не скажешь. Может быть, красоту мою можно на скрипке сыграть, да и то не всякому.
Много посушила я сердец молодецких и молодого цыгана Лойко Зобара пленила.
Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил - моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно–то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю–то, Лойко, я люблю больше. А без него мне не жить, как и ему без меня…
- Итак, друг без друга герои не могут, но и покоряться друг другу не хотят. Какой же выход они нашли?
Монолог Лойко (звучит в аудиозаписи)
- Подумайте, идя ночью навстречу с Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за к тексту. («Я знала…»)
- А Лойко предчувствовал собственную смерть?
- Что же отличает героев Горького от других романтических героев?