3. Запиши словесный портрет шукшинского Чудика так, как ты его себе представляешь.
4. В какие нелепые ситуации постоянно попадает Чудик? Как реагируют на эти выходки окружающие? Приведи примеры из текста.
5. Почему Софья Ивановна невзлюбила своего деверя? (деверь – брат мужа)
6. "Да почему же я такой есть-то?” - рассуждал Чудик. Какой? Как ты думаешь, изменится ли когда-нибудь Чудик? Почему?
Не обижай малышей, потому что тот, кто сильней и старше тебя, обидит тебя.
Если твой друг или подруга доверили тебе какой-нибудь секрет, не рассказывай его никому. Ведь тебе неприятно, когда другие люди обсуждают твои секреты.
Если тебе что-то неприятное сказал пожилой человек, не отвечай ему грубостью, а подумай хорошенько над его словами. Старые люди знают очень много.
Если твой приятель отвечает что-то у доски, не сбивай его, даже если ты заметил ошибку, ведь твое замечание отвлекает мысли товарища от ответа.
Не запоминай обиды — у всех бывают моменты, когда теряется контроль над собой.
Будь добрым к людям; все хорошее, что ты делал им, вернется к тебе через этих и других людей.
Если ты, малыш, будешь следовать этим наставлениям, твоя жизнь будет намного легче.
Карина Л. Поучение другу
Друг мой, прочитай эту грамотку, не посмейся над ней, а призадумайся.
Когда ты видишь, что сильный бьет слабого, останови его. Ведь более сильный может побить тебя.
Не смейся над старостью, так как все к ней придем.
Не обижай животных, ведь они не могут высказать печаль и боль свою.
Береги природу, ибо даже во сне человек не может вообразить ничего прекраснее природы.
Цени каждую минуту, ибо жизнь твоя пройдет быстро. Уважай ближнего своего, и он будет уважать тебя.
Не ленись, ибо самые выдающиеся дарования губятся леностью.
Выполняй всегда свой долг, хоть иногда это делать тяжело, но не выполнять еще тяжелее.
Не суди о других, научись судить о себе самом.
Имей чистую совесть, и не будешь бояться ни лжи, ни сплетен. Если друзья твои достигли успеха, не завидуй, а радуйся за них. Но и стремись догнать и обогнать их.
Не хвались. Дождись, чтобы тебя хвалил кто-то другой.
Говори только правду. Кто раз солгал, тому не поверят.
В другом классе (учительница Е. В. Ключникова) этой же школы учащиеся использовали в своих «поучениях» множество пословиц и поговорок, например:
Поучение
Дорогой друг, послушай мою грамотку и не посмейся над нею, а пойми ее и постарайся выполнить все, что в ней написано.
Не ленитесь, ведь мать всем порокам лень. Если не трудиться, так и хлеб не родится.
Почитайте родителей, слушайте их во всем.
Уважайте старых и им во всем, в чем можете. Ведь человек старый за свою жизнь пережил многое, и сейчас ему так нужен покой.
Не обижайте младших, а старайтесь защитить их.
Будьте со всеми доброжелательны и ласковы, потому что как вы будете относиться к людям, так и люди к вам.
Поучение
Не делай другим зла, ибо как аукнется, так и откликнется.
Не верь лести — она лжива, ибо птицу обманывают кормом, а человека лестью.
Не засматривайся на чужое. За чужим погонишься — свое потеряешь.
Несколько иными получились работы в школе № 440:
Инга О. Поучение детям о том,
как вести себя в транспорте
Я научаю вас, дети, как следует вести себя в обществе. Войдя в автобус ли, троллейбус ли, трамвай ли — все едино, не забудь пробить бумажку ту малую, с которой проезд всем разрешается и без которой тебя с позором великим из транспорта выдворить могут. Не забывай быть вежливым, внимательным: уступай место тем, кто старее тебя, не наступай на ноги отрокам, старцам, всем добрым людям, а ежели и случится с тобой такая оплошность, то извинись, помни, что непочтительность — это грех.
Не вкушай ничего в транспорте, ибо дразнишь соседа своего и непорядок учиняешь.
Можно ли назвать Дубровского благородным героем?Отчасти да,он бедным,но согласитесь,что он также обворовывал других людей,а ведь они трудились,чтобы заработать это,не просто накопить большую сумму и стать богатым.
Главная героиня поступила благородно отказавшись от замужества за Дубровского,она уже выбрала суженного до конца своей жизни,у нее теперь есть муж,она уже не может быть с ним.Как бы она этого не хотела.А няня,она не оставила молодого юноша,не желала его оставлять.Не бросила,а пошла за ним.Няня поступила мужественно и храбро.
Если разбойник людям,которые не имею достаточно средств,красть,конечно,не хорошо.Но если он их взял у тех людей,которые не сами их не заработали,то я думаю это не плохо.Если этот разбойник и крадет,но ведет себя благородно,не бросит друга в беде,то его можно назвать благородным.
А четвертое я не знаю,это тебе надо рассказать.