М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было героев, поэтому поэт искал их в русской истории, которая была для него неиссякаемым источником богатства и красоты души человека.
Поэма «Песня про.. . удалого купца Калашникова» — это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну, жену «удалого купца» Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, «честь и бесчестие» .
Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический, это человек правды и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев.
Стремясь защитить от позора честь своей жены, обращается Степан Парамонович к своим младшим братьям, просит их о
Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.
«На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника» , в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил — за святую правду-матушку» .
На другой день рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться» . Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, Для охотницкого бою, одиночного» . И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым» , в котором купец побеждает бесчестного врага.
Отстаивая правду, честь и «закон господний» , Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
...Я убил его вольной волею,
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Душевное величие, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать.. .
Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что и у него есть некоторые положительные качества. Это «удалой боец» , преданный царю, человек сильных страстей. Но при этом он самонадеянный и чванливый «буйный молодец» , самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. «Лукавый» Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
Мы видим, что Степан Калашников — цельная личность, человек отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом сме, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным.
Добрая память о Калашникове — это осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу, а смысл самой песни — защита чести, права, достоинства человека и призыв к свободе.
В произведении М.Ю. Лермонтова "песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" повествуется о двух героях - приближённом Цара Кирибеевиче и молодом купце Степане Парамоновиче. Кирибеевич влюблён в Алёну Дмитриевну, о чём рассказывает Царю Ивану Васильевичу, тот предлагает опричнику послать ей дары.
Но умалчивает лукавый раб о том, что перевенчана она с молодым купцом по христианскому закону. За прилавкой сиди молодой купец, статной молодец Степан Парамонович, по прозвищу Калашников. Но не задалась торговля - баре богатые в его лавочку не заглядывают. Возвращается Калашников домой, не встречает его молодая жена. Но вскоре возвращается она и повествует о том, что подбежал к ней на улице Кирибеевич, стал "цаловать-ласкать", просил полюбить, обнять. Алёна Дмитриевна просит у своего мужа, он посылает за братьями, сообщает о том, что собирается биться насмерть с Кирибеевичем и прочит "Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву-реку, на кулачный бой..." Никто не решается выйти на бой с Кирибеевичем, ведь славен он своей силой. Но вот появляется Степан Парамонович, кланяется царю и народу русскому. Кирибеевич уверен в своей победе, и он говорит: А поведай мне, добрый молодей, Ты какого роду, племени, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться? Отвечает Калашников, что жил по закону и не позорил чужой жены, а вышел на страшный, последний бой. От этих слов побледнел его противник. Исход битвы таков: опричник Кирибеевич погиб. Царь Иван Васильевич, увидев это, прогневался. "Отвечай мне по правде, по совести, Вольной волею или нехотя, Ты убил насмерть мово верного слугу, Моего лучшего бойца Кирибеевича?" Не сказал Калашников, почему убил опричника, честь для него была важнее. И казнили Степана Калашникова, но люди добрые помнят его, останавливаются пред могилой... В результате столкновения Кирибеевича и Калашникова, восторжествовала справедливость, купец отомстил своему противнику. Также раскрывается характер персонажей: гордый опричник, верный лишь царю, и молодой купец, отстоявший честь своей семьи. Во время битвы идёт противостояние "добра" и "зла", "справедливости и несправедливости". Кирибеевич опозорил семью Калашникова и понёс за это наказание.
Поэма «Песня про.. . удалого купца Калашникова» — это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну, жену «удалого купца» Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, «честь и бесчестие» .
Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический, это человек правды и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев.
Стремясь защитить от позора честь своей жены, обращается Степан Парамонович к своим младшим братьям, просит их о
Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.
«На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника» , в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил — за святую правду-матушку» .
На другой день рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться» . Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, Для охотницкого бою, одиночного» . И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым» , в котором купец побеждает бесчестного врага.
Отстаивая правду, честь и «закон господний» , Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
...Я убил его вольной волею,
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Душевное величие, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать.. .
Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что и у него есть некоторые положительные качества. Это «удалой боец» , преданный царю, человек сильных страстей. Но при этом он самонадеянный и чванливый «буйный молодец» , самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. «Лукавый» Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
Мы видим, что Степан Калашников — цельная личность, человек отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом сме, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным.
Добрая память о Калашникове — это осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу, а смысл самой песни — защита чести, права, достоинства человека и призыв к свободе.
Но умалчивает лукавый раб о том, что перевенчана она с молодым купцом по христианскому закону. За прилавкой сиди молодой купец, статной молодец Степан Парамонович, по прозвищу Калашников. Но не задалась торговля - баре богатые в его лавочку не заглядывают. Возвращается Калашников домой, не встречает его молодая жена. Но вскоре возвращается она и повествует о том, что подбежал к ней на улице Кирибеевич, стал "цаловать-ласкать", просил полюбить, обнять. Алёна Дмитриевна просит у своего мужа, он посылает за братьями, сообщает о том, что собирается биться насмерть с Кирибеевичем и прочит "Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву-реку, на кулачный бой..." Никто не решается выйти на бой с Кирибеевичем, ведь славен он своей силой. Но вот появляется Степан Парамонович, кланяется царю и народу русскому. Кирибеевич уверен в своей победе, и он говорит: А поведай мне, добрый молодей, Ты какого роду, племени, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться? Отвечает Калашников, что жил по закону и не позорил чужой жены, а вышел на страшный, последний бой. От этих слов побледнел его противник. Исход битвы таков: опричник Кирибеевич погиб. Царь Иван Васильевич, увидев это, прогневался. "Отвечай мне по правде, по совести, Вольной волею или нехотя, Ты убил насмерть мово верного слугу, Моего лучшего бойца Кирибеевича?" Не сказал Калашников, почему убил опричника, честь для него была важнее. И казнили Степана Калашникова, но люди добрые помнят его, останавливаются пред могилой... В результате столкновения Кирибеевича и Калашникова, восторжествовала справедливость, купец отомстил своему противнику. Также раскрывается характер персонажей: гордый опричник, верный лишь царю, и молодой купец, отстоявший честь своей семьи. Во время битвы идёт противостояние "добра" и "зла", "справедливости и несправедливости". Кирибеевич опозорил семью Калашникова и понёс за это наказание.