Антоний Погорельский - биография Погорельский Антоний (псевд.; настоящие имя и фамилия Перовский, Алексей Алексеевич) (1787–1836), русский писатель. Побочный сын графа А.К.Разумовского. Получил домашнее образование, за 1805–1807 успешно окончил Московский университет, получив степень доктора философских и словесных наук за три лекции (впоследствии изданные отдельной брошюрой), прочитанные на немецком, французском и русском языках. В течение пяти лет служил в различных департаментах; организовал при Московском университете Общество любителей российской словесности (1811–1830), издававшее сборники по литературе и фольклору и принимавшее участие в организации литературно-музыкальных вечеров и популярных лекций. В Отечественную войну 1812 находился в действующей армии, проявив незаурядную отвагу в боях под Дрезденом и Кульмом. С 1816 несколько лет служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел. С 1820 член Вольного общества любителей российской словесности. В 1822 после смерти отца унаследовал село Погорельцы Черниговской губ. и, выйдя в отставку, поселился в нем вместе с сестрой, графиней А.А.Толстой, и ее сыном, будущим писателем А.К.Толстым. В 1825–1830 – попечитель Харьковского учебного округа, много совершенствованию образовательного процесса.
В 1825 в мартовском номере журнала А.Ф.Воейкова «Новости литературы» была напечатана фантастическая повесть Погорельского Лафертовская маковница – первая в отечественной словесности, где сказалось характерное для романтизма стремление воссоздать национально-поэтическую стихию, воспринятую через живой быт народа и сказочный вымысел. В населенным мелким московским людом Лефортове, в убогом домике отставного почтальона Онуфрича, читатель встречается с образом лафертовской маковницы – старой колдуньи, которая выбирает для дочери почтальона, а своей внучке, бесприданнице Маше, жениха Аристарха Фалалеевича (Фалелеича), на поверку оказывающегося любимым черным котом бабушки-ворожеи. Разрушив колдовские чары и отказавшись от неправедного богатства, оставленного бабушкой, Маша выходит замуж за полюбившегося ей пригожего сидельца, словно в награду девушке оказавшегося богатым наследником. Юмористические черты в облике кота-чиновника, мотив нечистой силы денег, характерный для романтиков «меркантильной» эпохи, предвосхищают у Погорельского поэтику Н.В.Гоголя. Об этой повести А.С.Пушкин писал брату: «Что за прелесть Бабушкин Кот! Я перечел его два раза и одним духом всю повесть и теперь только и брежу Аристархом Фалалеевичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмурив глаза, повертывая голову и выгибая спину». В 1828 вышел сборник Погорельского Двойник, или Мои вечера в Малороссии (помимо Маковницы, включал повести Изидор и Анюта, Пагубные следствия необузданного воображения и Путешествие в дилижансе), во многом навеянный интересом писателя в эти годы к вопросам воспитания, направленный против эгоизма и пустоты «общепринятого» стиля дворянской жизни, выявивший сюжетную и психологическую изобретательность автора и несущий на себе очевидные следы влияния фантастики Э.Т.А.Гофмана, с той, однако, разницей, что у Погорельского проблему сверхчувственного скептический Двойник, второе «я» рассказчика, стремится решить естественнонаучным объяснением. Вместе с племянником, юным А.К.Толстым, Погорельский побывал в Италии; судя по некоторым свидетельствам, встречался с И.В.Гёте. В волшебной повести для детей, как определил ее жанр автор, Черная курица, или Подземные жители, написанной для десятилетнего племянника, прелестной в своей безыскусной поучительности и яркости наивного вымысла о чудесной птице доброму и честному мальчику – и уходящей от него, когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем, правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний мир ребенка, впервые в русской литературе после Рыцаря нашего времени Н.М.Карамзина ставшего главным героем произведения, ненавязчиво выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского органическое сплетение обыденности, юмора и фантастики. Впоследствии сказка была особенно любима Л.Н.Толстым, вошла в золотой фонд отечественной детской словесности, выдержав десятки переизданий на многих языках мира. В 1830 Погорельский стал сотрудником «Литературной газеты» А.А.Дельвига, печатал в ней отрывки оставшегося незавершенным романа Магнетизер и начало романа Монастырка, в котором сентиментальная дидактика и авантюрно-романтические эффекты сочетаются с реалистическим описанием застойной жизни провинциального дворянства на Украине и трудной судьбы вернувшейся сюда, на свою родину, полной иллюзий и порывов к идеальному воспитанницы Смольного монастыря. В либеральных литературных кругах это произведение выгодно противопоставлялось натуралистически нравоописательным романам Ф.В.Булгарина и В.Т.Нарежного, а «Литературная газета» называла Монастырку «настоящим и, вероятно, первым у нас романом нравов». Умер Погорельский в Варшаве 9 (21) июля 1836.
Жили-были дед с бабкой. Было у них три сына и одна дочка. Как-то раз, в один ненастный день прилетела в те края буря. Буря страшная была! Деревья с корнями выдергивала, крыши с домов срывала. Прилетело Чудо-Юдо. Кричит басом: "Отдайте мне одну красавицу, и я бурю остановлю!" Выбежала Аннушка, купца Степана дочь. Забрало её Чудо-Юдо.Улетело, буря утихомирилась. В это время купец Степан не в царстве был. Приехал он через неделю, нету дочки! Рассказали ему,что она царство от гибели-погибели,и унесло её Чудо-Юдо заморское. Стал Степан убиваться. Решил,что найдёт молодца, да хорошего, что бы его дочь. неделя-другая. Стали тучи собираться. В один день вороны из леса улетели, в лужицах вода кругами пошла. Ветер поднялся. Деревья с корнем выкорчёвывает , да крыши с домов срывает. Чудо-юдо кричит басом: "Отдайте мне одну красавицу, я бурю успокою!" Выбежала Настасья, дочь кузнеца. Забрало её Чудо-юдо, и улетело. Буря утихомирилась. А кузнец в это время, по заказу богача какого-то выковывал ему перила,на лестницу мраморную. Приехал кузнец, а дочки нет. Рассказали ему,что унесло Чудо-Юдо его Настасью, и дочь купца Аннушку. Стал он вместе с купцом искать молодца,что бы его дочь. месяц- нету чуда. Второй- нету. Третий месяц пошёл. Вот уже почти закончился и третий месяц, как в один ненастный день. Вороны из леса полетели. Лужицы забурлели, Звери все по углам попрятались. Буря поднялась, страшнее первых двух. Столбы-заборы вырывает. Деревья падают, С домов крыши слетают. В домах потолки прыгают. Вышло Чудо-Юдо и кричит басом: "Отдавайте всех своих красавиц, не то всех испепелю!" А в деревне никого кроме Светланы,бабки с дедом и не осталось. Маленькая та деревушка была. Братья ей кричат: "Не иди туда!Не иди!" А Светлана им отвечает: "Ищите нас в пещере Чуда-Юда! Мы с Анной и Настасьей Вас Ждать будем!" И ушла Светлана к ЧУду-Юду. Забрало её Чудо, и улетело. Собрались на следующий день три брата. Пошли Сестрицу с девицами Долго ли коротко ли шли они, Да пришли к избе. Подошли, войти захотели. Старший брат Егор только руку к двери протянул, как вдруг избушка как подлетит на воздух! Братья только дар речи обрели, Как увидели: Стоит изушка на длинных куриных ногах. Говорит средний брат Федор:" Избушка,избушка! Повернись к лесу задом, а к нам передом!" Скрипучая избушка повернулась,как приказал ей Федор. Зашли они в избушку и видят: Лежит на печке Баба-Яга, а зубы на полочке. -Заходите,коль пришли. По какому делу говорит Яга Братья только рот раскрыли,что бы рассказать,как младший говорит: "Братцы погодите,дайте я скажу. -Яга, ты прежде чем вопросы задавать, накорми нас,напои. В баньке попарь,да в постель почивать положи. А затем мы тебе все расскажем! Яга сделала все,как Иван,младший сын просил, и спрашивает: -Ну рассказывайте, зачем Братья ей все рассказали. -Ну что я Вам. Так и быть.-сказала Яга. Пошла она в дальний угол избушки. Все зазвенело,заскрипело,загрохотало. Вышла Баба-Яга,в руках у неё пыльный комок лежит. -Нашла. -Что это такое?Думаешь,Яга,мы пыли не видали? -Да какой пыли!-рассердилась Яга. Не хотите,могу не -Да это мои братья так шутят!-говорит Иван. -Плохие у вас шутки! Вышла Яга из избушки, вымыла в ручье комок и вернулась. -Вот! Держите клубок.Скажите ему: Клубок,веди меня туда,куда я захочу! он вас и приведет в Чуду. тебе,Яга. -Пособлю, чем смогу. Распрощались на следующее утро с Ягой братья, и пошли за клубком. Вывел он их к огромной скале. В скале той пещера. Подкрались они к пещере, и слышат, плачут девицы,без остановки. Забежали в пещеру, и спрятали за камнями, так, что их не девушки,не Чудо не видели. Чудо говорит: " Духом чую, кто-то в пещеру пришёл! Не то братцы-молодцы " -Вышли молодцы из-за камня, срубили Чуду все три головы, и девиц. Вернулись в деревню и устроили пир. Жили в том царстве с тех пор без всяких чудищ! Говорят их даже сам царь медалями наградил.
Погорельский Антоний (псевд.; настоящие имя и фамилия Перовский, Алексей Алексеевич) (1787–1836), русский писатель. Побочный сын графа А.К.Разумовского. Получил домашнее образование, за 1805–1807 успешно окончил Московский университет, получив степень доктора философских и словесных наук за три лекции (впоследствии изданные отдельной брошюрой), прочитанные на немецком, французском и русском языках. В течение пяти лет служил в различных департаментах; организовал при Московском университете Общество любителей российской словесности (1811–1830), издававшее сборники по литературе и фольклору и принимавшее участие в организации литературно-музыкальных вечеров и популярных лекций. В Отечественную войну 1812 находился в действующей армии, проявив незаурядную отвагу в боях под Дрезденом и Кульмом. С 1816 несколько лет служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел. С 1820 член Вольного общества любителей российской словесности. В 1822 после смерти отца унаследовал село Погорельцы Черниговской губ. и, выйдя в отставку, поселился в нем вместе с сестрой, графиней А.А.Толстой, и ее сыном, будущим писателем А.К.Толстым. В 1825–1830 – попечитель Харьковского учебного округа, много совершенствованию образовательного процесса.
В 1825 в мартовском номере журнала А.Ф.Воейкова «Новости литературы» была напечатана фантастическая повесть Погорельского Лафертовская маковница – первая в отечественной словесности, где сказалось характерное для романтизма стремление воссоздать национально-поэтическую стихию, воспринятую через живой быт народа и сказочный вымысел. В населенным мелким московским людом Лефортове, в убогом домике отставного почтальона Онуфрича, читатель встречается с образом лафертовской маковницы – старой колдуньи, которая выбирает для дочери почтальона, а своей внучке, бесприданнице Маше, жениха Аристарха Фалалеевича (Фалелеича), на поверку оказывающегося любимым черным котом бабушки-ворожеи. Разрушив колдовские чары и отказавшись от неправедного богатства, оставленного бабушкой, Маша выходит замуж за полюбившегося ей пригожего сидельца, словно в награду девушке оказавшегося богатым наследником. Юмористические черты в облике кота-чиновника, мотив нечистой силы денег, характерный для романтиков «меркантильной» эпохи, предвосхищают у Погорельского поэтику Н.В.Гоголя. Об этой повести А.С.Пушкин писал брату: «Что за прелесть Бабушкин Кот! Я перечел его два раза и одним духом всю повесть и теперь только и брежу Аристархом Фалалеевичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмурив глаза, повертывая голову и выгибая спину». В 1828 вышел сборник Погорельского Двойник, или Мои вечера в Малороссии (помимо Маковницы, включал повести Изидор и Анюта, Пагубные следствия необузданного воображения и Путешествие в дилижансе), во многом навеянный интересом писателя в эти годы к вопросам воспитания, направленный против эгоизма и пустоты «общепринятого» стиля дворянской жизни, выявивший сюжетную и психологическую изобретательность автора и несущий на себе очевидные следы влияния фантастики Э.Т.А.Гофмана, с той, однако, разницей, что у Погорельского проблему сверхчувственного скептический Двойник, второе «я» рассказчика, стремится решить естественнонаучным объяснением. Вместе с племянником, юным А.К.Толстым, Погорельский побывал в Италии; судя по некоторым свидетельствам, встречался с И.В.Гёте. В волшебной повести для детей, как определил ее жанр автор, Черная курица, или Подземные жители, написанной для десятилетнего племянника, прелестной в своей безыскусной поучительности и яркости наивного вымысла о чудесной птице доброму и честному мальчику – и уходящей от него, когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем, правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний мир ребенка, впервые в русской литературе после Рыцаря нашего времени Н.М.Карамзина ставшего главным героем произведения, ненавязчиво выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского органическое сплетение обыденности, юмора и фантастики. Впоследствии сказка была особенно любима Л.Н.Толстым, вошла в золотой фонд отечественной детской словесности, выдержав десятки переизданий на многих языках мира. В 1830 Погорельский стал сотрудником «Литературной газеты» А.А.Дельвига, печатал в ней отрывки оставшегося незавершенным романа Магнетизер и начало романа Монастырка, в котором сентиментальная дидактика и авантюрно-романтические эффекты сочетаются с реалистическим описанием застойной жизни провинциального дворянства на Украине и трудной судьбы вернувшейся сюда, на свою родину, полной иллюзий и порывов к идеальному воспитанницы Смольного монастыря. В либеральных литературных кругах это произведение выгодно противопоставлялось натуралистически нравоописательным романам Ф.В.Булгарина и В.Т.Нарежного, а «Литературная газета» называла Монастырку «настоящим и, вероятно, первым у нас романом нравов». Умер Погорельский в Варшаве 9 (21) июля 1836.
Жили-были дед с бабкой. Было у них три сына и одна дочка.
Как-то раз, в один ненастный день прилетела в те края буря. Буря страшная была!
Деревья с корнями выдергивала, крыши с домов срывала. Прилетело Чудо-Юдо. Кричит басом: "Отдайте мне одну красавицу, и я бурю остановлю!"
Выбежала Аннушка, купца Степана дочь. Забрало её Чудо-Юдо.Улетело, буря утихомирилась.
В это время купец Степан не в царстве был. Приехал он через неделю, нету дочки! Рассказали ему,что она царство от гибели-погибели,и унесло её Чудо-Юдо заморское.
Стал Степан убиваться. Решил,что найдёт молодца, да хорошего, что бы его дочь.
неделя-другая. Стали тучи собираться.
В один день вороны из леса улетели, в лужицах вода кругами пошла. Ветер поднялся. Деревья с корнем выкорчёвывает , да крыши с домов срывает.
Чудо-юдо кричит басом: "Отдайте мне одну красавицу, я бурю успокою!"
Выбежала Настасья, дочь кузнеца. Забрало её Чудо-юдо, и улетело.
Буря утихомирилась.
А кузнец в это время, по заказу богача какого-то выковывал ему перила,на лестницу мраморную.
Приехал кузнец, а дочки нет. Рассказали ему,что унесло Чудо-Юдо его Настасью, и дочь купца Аннушку.
Стал он вместе с купцом искать молодца,что бы его дочь.
месяц- нету чуда. Второй- нету. Третий месяц пошёл. Вот уже почти закончился и третий месяц, как в один ненастный день. Вороны из леса полетели. Лужицы забурлели, Звери все по углам попрятались. Буря поднялась, страшнее первых двух. Столбы-заборы вырывает. Деревья падают, С домов крыши слетают. В домах потолки прыгают.
Вышло Чудо-Юдо и кричит басом: "Отдавайте всех своих красавиц, не то всех испепелю!"
А в деревне никого кроме Светланы,бабки с дедом и не осталось. Маленькая та деревушка была.
Братья ей кричат: "Не иди туда!Не иди!"
А Светлана им отвечает: "Ищите нас в пещере Чуда-Юда! Мы с Анной и Настасьей Вас Ждать будем!"
И ушла Светлана к ЧУду-Юду. Забрало её Чудо, и улетело.
Собрались на следующий день три брата. Пошли Сестрицу с девицами
Долго ли коротко ли шли они, Да пришли к избе. Подошли, войти захотели. Старший брат Егор только руку к двери протянул, как вдруг избушка как подлетит на воздух!
Братья только дар речи обрели, Как увидели: Стоит изушка на длинных куриных ногах.
Говорит средний брат Федор:" Избушка,избушка! Повернись к лесу задом, а к нам передом!"
Скрипучая избушка повернулась,как приказал ей Федор.
Зашли они в избушку и видят: Лежит на печке Баба-Яга, а зубы на полочке.
-Заходите,коль пришли. По какому делу говорит Яга
Братья только рот раскрыли,что бы рассказать,как младший говорит: "Братцы погодите,дайте я скажу.
-Яга, ты прежде чем вопросы задавать, накорми нас,напои. В баньке попарь,да в постель почивать положи. А затем мы тебе все расскажем!
Яга сделала все,как Иван,младший сын просил, и спрашивает:
-Ну рассказывайте, зачем
Братья ей все рассказали.
-Ну что я Вам. Так и быть.-сказала Яга.
Пошла она в дальний угол избушки. Все зазвенело,заскрипело,загрохотало.
Вышла Баба-Яга,в руках у неё пыльный комок лежит.
-Нашла.
-Что это такое?Думаешь,Яга,мы пыли не видали?
-Да какой пыли!-рассердилась Яга.
Не хотите,могу не
-Да это мои братья так шутят!-говорит Иван.
-Плохие у вас шутки!
Вышла Яга из избушки, вымыла в ручье комок и вернулась.
-Вот! Держите клубок.Скажите ему: Клубок,веди меня туда,куда я захочу! он вас и приведет в Чуду.
тебе,Яга.
-Пособлю, чем смогу.
Распрощались на следующее утро с Ягой братья, и пошли за клубком.
Вывел он их к огромной скале. В скале той пещера. Подкрались они к пещере, и слышат, плачут девицы,без остановки.
Забежали в пещеру, и спрятали за камнями, так, что их не девушки,не Чудо не видели.
Чудо говорит: " Духом чую, кто-то в пещеру пришёл! Не то братцы-молодцы "
-Вышли молодцы из-за камня, срубили Чуду все три головы, и девиц.
Вернулись в деревню и устроили пир.
Жили в том царстве с тех пор без всяких чудищ!
Говорят их даже сам царь медалями наградил.