Время, когда жил и творил н. в. гоголь, было отмечено крупными общественно- событиями. детские годы писателя совпали с разгромом наполеона в отечественной войне 1812 года, выходом россии на широкую международную арену. юношеские годы николая гоголя относятся к периоду, когда декабристы строили планы революционного переустройства россии, а затем открыто выступили против самодержавия и крепостничества. на поприще н. в. гоголь вступил в пору жестокой политической реакции. его творческая деятельность развивается в 30-40-е годы xix века, когда правящие круги николая первого стремились искоренить всякое свободомыслие, общественную самостоятельность. появление в 1836 году комедии "ревизор" приобрело общественно важное значение не только потому, что автор критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской россии, но и потому, что своей комедией писатель призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях. гоголь не разделял идеи революционного переустройства общества, но он свято верил в очищающую силу смеха, верил в торжество справедливости, которая непременно победит, как только люди осознают всю гибельность дурного. итак, в своей пьесе н. в. гоголь ставит перед собой цель - "смеяться сильно" над всем, что "достойно осмеяния всеобщего". в комедии "ревизор" местом действия автор избирает маленький провинциальный городок, от которого "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". героями пьесы н. в. гоголь делает городских чиновников и "лицо фантасмагорическое", хлестакова. гениальность автора позволила ему на примере небольшого островка жизни раскрыть те черты и конфликты, которые характеризовали общественное развитие целой эпохи. он сумел создать художественные образы громадного социального и нравственного диапазона. маленький городок в пьесе запечатлел все характерные черты общественных отношений того времени.
Одними из главных героев повести н.в. гоголя "тарас бульба" являются остап и андрий.остап и андрий - сыновья тараса бульбы. они учились в киевской академии.остапу давалась учеба нелегко. он часами мог просиживать за книгой. всегда был готов идти под знамена предприимчивого бурсака. остап прямодушен, силен и добр.меньшой брат андрий был живее и более развитым. но, как и его брат, был ловким, сильным и смелым. по окончании академии остап и андрий поехали с тарасом бульбой в запорожскую сечь. остап и андрий были оба молоды и красивы. они имели огромный интерес к козацкой жизни. стремились в бой и хотели совершить подвиг. в боях оба запорожца были смелыми, ловкими, сильными и отважными. остапу, казалось, на роду был написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела. он ни разу в бою не смутился, не испугался. остап был в бою, как лев. во время битвы он на ходу мог обдумать, как уклониться от опасности, но уклониться с тем, чтобы потом преодолеть ее. движения его были решительными и уверенными. тарас так говорил об остапе: "о! да этот будет со временем добрый полковник! ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет! "андрий в бою погружался в музыку пуль. он не знал, что такое обдумывать, рассчитывать свои и чужие силы. он, как пьяный, бешенно в бой и мог сделать то, что не сделал бы умный и хладнокровный. тарас бульба так сказал об андрие: "и это добрый - враг бы не взял его! - вояка! не остап, а добрый, добрый также вояка! "остап и андрий, как имели черты сходства, так и различия. у остапа была твердая воля, преданность родине, а у андрия, как оказалось, отсутствие чувства родины и безрассудная храбрость. более ярко эти черты расскрылись перед нами во время осады в дубно и во время их смерти.