ответ:
основной пафос "маленьких трагедий", а соответственно, то,
что их объединяет в единое целое - попытка показать в
разных аспектах ценность нравственных законов,
их непреложность.
пушкин показывает несколько вариантов отхода людей от
нравственных законов (по разным причинам) и приходит к
выводу, что любой отход от нравственного закона приводит
к деградации личности, человек лишается самого главного —
смысла своего бытия.
пушкин как бы кладет на одну чашу весов нравственный закон,
а на другую помещает попеременно человеческие соблазны.
в "скупом рыцаре" это- власть.
для барона скупость и накопительство - не цель.
золото и деньги для него лишь олицетворение власти над людьми.
под воздействием этой страсти происходит постепенная
деградация человека в бароне.
нравственные ценности замещаются у него жаждой власти
(она же жажда денег).
в результате в бароне не остается никаких человеческих черт,
никаких человеческих чувств - ни любви к сыну, ни любви к ближнему,
ни сострадания.
в "моцарте и сальери"-это слава.
сальери всю жизнь добивается славы, но, достигнув ее,
понимает, что природа творчества иная - пример тому моцарт.
творчество, по пушкину, это воплощение радости жизни,
чувство полноты бытия. сальери свою творческую
деятельность подчинил совсем иному - для него главное
не творчество, но то, что это творчество дает - успех, слава.
для того, чтобы добиться признания.
его творчество, основанное на соблазне (слава),
не является творчеством истинным, а по пушкину,
и не может являться таковым.
именно от того, что изначальные побудительные мотивы
в творчестве сальери не были нравственны, возникает
порочный круг.
одни безнравственные поступки другие.
жажда славы порождает в сальери зависимость от
мнения толпы, лишает его свободы, а без свободы никакое
творчество невозможно.
то, что сальери начинает завидовать моцарту, закономерно.
моцарт создает гениальные произведения, но именно потому,
что не ставит своей целью славу и шумный успех.
то, что для сальери непостижимо
(моцарт останавливается слушать уличного музыканта), для моцарта — способ чувствовать себя свободным, ощущать полноту и радость бытия.
своим существованием моцарт опровергает систему ценностей
сальери, и для сальери (который уже преступил нравственный
закон, взявшись за творчество с нечистой целью)
само собой разумеющимся представляется выход- отравить моцарта.
одна из центральных идей пушкина - идея о том, что гений
и злодейство-две вещи несовместные.
злодейство - результат ложного пути, результат нарушения
нравственного закона, к злодейству идут достаточно долго,
постепенно, и на первый взгляд незаметно.
в"каменном госте" пушкин на противоположную нравственному
закону чашу весов кладет волю личности,
"эго" отдельного человека.
философия дона гуана - философия индивидуализма.
однако у пушкина противостояние героя-индивидуалиста
и общечеловеческих нравственных законов доведено
до максимума.
дон гуан сознательно попирает их, чтобы ощутить свою волю,
власть. он противопоставляет свою волю божьему промыслу,
стремясь в своем своеволии сравниться с богом.
именно таков пафос трагедии.
в "пире во время чумы" пушкин на противоположную
нравственному закону чашу весов кладет смерть, осязаемым
воплощением которой и является чума.
осознание неизбежности смерти преследует всех живых существ.
чума лишь обостряет это чувство. герои"" как бы
себе извечный вопрос: какой смысл этой жизни, если рано
или поздно она все равно прекратится, все будет прах?
личность, нетвердая в убеждении незыблемости нравственных
законов, в их абсолютной ценности, не способна противостоять
в ситуации, когда для нее не решен этот вопрос.
ответ:
основной пафос "маленьких трагедий", а соответственно, то,
что их объединяет в единое целое - попытка показать в
разных аспектах ценность нравственных законов,
их непреложность.
пушкин показывает несколько вариантов отхода людей от
нравственных законов (по разным причинам) и приходит к
выводу, что любой отход от нравственного закона приводит
к деградации личности, человек лишается самого главного —
смысла своего бытия.
пушкин как бы кладет на одну чашу весов нравственный закон,
а на другую помещает попеременно человеческие соблазны.
в "скупом рыцаре" это- власть.
для барона скупость и накопительство - не цель.
золото и деньги для него лишь олицетворение власти над людьми.
под воздействием этой страсти происходит постепенная
деградация человека в бароне.
нравственные ценности замещаются у него жаждой власти
(она же жажда денег).
в результате в бароне не остается никаких человеческих черт,
никаких человеческих чувств - ни любви к сыну, ни любви к ближнему,
ни сострадания.
в "моцарте и сальери"-это слава.
сальери всю жизнь добивается славы, но, достигнув ее,
понимает, что природа творчества иная - пример тому моцарт.
творчество, по пушкину, это воплощение радости жизни,
чувство полноты бытия. сальери свою творческую
деятельность подчинил совсем иному - для него главное
не творчество, но то, что это творчество дает - успех, слава.
для того, чтобы добиться признания.
его творчество, основанное на соблазне (слава),
не является творчеством истинным, а по пушкину,
и не может являться таковым.
именно от того, что изначальные побудительные мотивы
в творчестве сальери не были нравственны, возникает
порочный круг.
одни безнравственные поступки другие.
жажда славы порождает в сальери зависимость от
мнения толпы, лишает его свободы, а без свободы никакое
творчество невозможно.
то, что сальери начинает завидовать моцарту, закономерно.
моцарт создает гениальные произведения, но именно потому,
что не ставит своей целью славу и шумный успех.
то, что для сальери непостижимо
(моцарт останавливается слушать уличного музыканта), для моцарта — способ чувствовать себя свободным, ощущать полноту и радость бытия.
своим существованием моцарт опровергает систему ценностей
сальери, и для сальери (который уже преступил нравственный
закон, взявшись за творчество с нечистой целью)
само собой разумеющимся представляется выход- отравить моцарта.
одна из центральных идей пушкина - идея о том, что гений
и злодейство-две вещи несовместные.
злодейство - результат ложного пути, результат нарушения
нравственного закона, к злодейству идут достаточно долго,
постепенно, и на первый взгляд незаметно.
в"каменном госте" пушкин на противоположную нравственному
закону чашу весов кладет волю личности,
"эго" отдельного человека.
философия дона гуана - философия индивидуализма.
однако у пушкина противостояние героя-индивидуалиста
и общечеловеческих нравственных законов доведено
до максимума.
дон гуан сознательно попирает их, чтобы ощутить свою волю,
власть. он противопоставляет свою волю божьему промыслу,
стремясь в своем своеволии сравниться с богом.
именно таков пафос трагедии.
в "пире во время чумы" пушкин на противоположную
нравственному закону чашу весов кладет смерть, осязаемым
воплощением которой и является чума.
осознание неизбежности смерти преследует всех живых существ.
чума лишь обостряет это чувство. герои"" как бы
себе извечный вопрос: какой смысл этой жизни, если рано
или поздно она все равно прекратится, все будет прах?
личность, нетвердая в убеждении незыблемости нравственных
законов, в их абсолютной ценности, не способна противостоять
в ситуации, когда для нее не решен этот вопрос.