4.Мир сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Выделите элементы сюжетной композиции. Заполните таблицу.
В толковом словаре В. И. Даля читаем: «Фантастический - несбыточный, мечтательный; или затейливый, причудливый, особенный и отличный по своей выдумке». Иначе говоря, подразумевается два значения: 1. нечто не реальное, невозможное и невообразимое; 2. нечто редкое, преувеличенное, необычное. Фантастическое в литературе мы определяем по его противоположности к реальному и существующему. Звери или птицы, наделенные по воле пера автора человеческой психикой и владеющие человеческой речью; силы природы, олицетворенные в антро т.е. имеющих человеческий вид) образах; живые существа в противоестественной гибридной или сказочно - религиозной форме, все это широко используется в искусстве. В пьесе Б. Шоу «Назад к Мафусаилу» один из персонажей говорит: «Чудо - это то, что невозможно и тем не менее, возможно»25. Фантастическое часто используется в литературе, когда необходимо преодолеть цензурные препятствия или при иронии, гиперболы и смеха изобразить действительность, используя жанр иронической сказки. Гоголь щедро воспользовался для «Вечеров» материалами богатого и сказочного украинского фольклора, но он как бы продолжил в них работу многочисленных безвестных народных сказочников и повествователей. Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано Гоголем в «Пропавшей грамоте». В этой повести автор ярко воссоздает живые черты быта и реальности в фантастическом отображении. Переход от изображения быта к фантастике заключает в себе обыденную, прозаическую мотивировку, да и само изображение «необыкновенного» так же насыщенно бытовыми деталями. «Герой повести- человек смелый, казацкого размаха- попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. «Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадает снегу; разряженный, размазанный, словно панночки на ярмарке. И все, сколько бы ни было их там, как хмельные, отплясывали какого- то чертовского гопака. Пыль подняли боже упаси какую! ... На деда, не смотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны». И здесь юмор тесно связан с «обытовлением» фантастики»23. В «Вечерах» прибегая к фантастике, Гоголь вводит в свои повести, в мир обитания человека чертей и ведьм. Но его фантастика не мистифицирована, - это смешная и трагическая фантастика народных сказок и легенд. «Для Гоголя народная фантастика предстает своей бытовой стороной, привлекает его своей наивной непосредственностью. Черт у него самый обыденный: трусливый на мелкие пакости, он ухаживает за Солохой и ревнует ее. Ведьмы из пропавшей грамоты играют в карты и жульничают. Фантастическое у Гоголя становится прежде всего, средством сатирической насмешки»26. Е. Ермилов пишет: «Характерно для патетики гоголевского стиля своеобразное выражение силы прекрасного посредством приравнения его к грандиозному, фантастическому и страшному. «Боже мой, что то будет далее?» - как бы в ужасе спрашивает он, передавая этим, что у него дух захватывает от восторга перед необъятным, «грозящим» стать еще более прекрасным. Он находит торжественные, широкие образы, эпитеты, сравнения, обороты речи для того, чтобы передать захватывающие его чувства значительности событий. Гоголь в изображении фантастических существ широко использует метафоры - «ведьм такая гибель»; сравнения - ведьмы «разряжены как панночки»; эпитеты, передающие впечатления и чувства автора: «красных девушек», «неведомая сила», «наводящее ужас движение». Чем глубже и фантастичнее описывает Гоголь действительность, какою она должна быть, - тем глубже и полнее сказывается сознание безобразия окружавшей его реальности».
В нашей школе есть место где торжествуют все лакомки и сластены - школьная столовая.
На первом этаже школы за стеклянными дверями царит атмосфера вкуса и здоровья.
Школьная столовая с удовольствием принимает всех школьников и учителей.
Самые вкусные булочки и пирожки, картофельное пюре и макароны, котлетки и рыбка, вкуснейший суп с фрикадельками - все это в многообразии можно найти в нашей школьной столовой.
В нашей школьной столовой работают самые талантливые повара и кондитеры.
Очень часто я маму не кормить меня завтраком, чтобы оставить побольше места в животе для вкусненьких булочек с повидлом, которые с самого утра поджидают в школьной столовой.
Иногда я делаю маме и особенно папе сюрприз, принося пакет пирожков домой. И тогда у нас начинается настоящее чаепитие с пирожками.
В нашей школе есть место где торжествуют все лакомки и сластены - школьная столовая.
На первом этаже школы за стеклянными дверями царит атмосфера вкуса и здоровья.
Школьная столовая с удовольствием принимает всех школьников и учителей.
Самые вкусные булочки и пирожки, картофельное пюре и макароны, котлетки и рыбка, вкуснейший суп с фрикадельками - все это в многообразии можно найти в нашей школьной столовой.
В нашей школьной столовой работают самые талантливые повара и кондитеры.
Очень часто я маму не кормить меня завтраком, чтобы оставить побольше места в животе для вкусненьких булочек с повидлом, которые с самого утра поджидают в школьной столовой.
Иногда я делаю маме и особенно папе сюрприз, принося пакет пирожков домой. И тогда у нас начинается настоящее чаепитие с пирожками.