Основная идея сказки гауфа маленький мук - привитие детям толерантности к другим людям, развитие у них способности сопереживать другим, в частности, герою данного произведения. в самом деле, главный герой сказки по имени маленький мук – уродливый карлик, излюбленная мишень для насмешек окружающих. но после рассказа его жизни, отношение окрестных мальчишек к карлику резко меняется. как пишет сам автор в конце произведения: «я рассказал своим товарищам о чудесных приключениях карлика, и мы так полюбили его, что никому уже и в голову не приходило его дразнить» . в сказке маленький мук присутствует элемент волшебства. это и волшебные туфли карлика, и магическая тросточка, и волшебные яблоки. данные элементы сказке колорит, захватывают и увлекают читателя. особенно остро в сказке поднимается проблема несправедливости. после смерти отца маленький мук изгнан из дома жестокими родственниками, затем становится жертвой притворства кошек, за которыми вынужден ухаживать, и, наконец оклеветан завистливыми слугами короля. в конце концов, справедливость торжествует, и маленький мук получает обратно свои сокровища, наказав короля и его окружение. в то же время сказка гауфа маленький мук неоднозначна в воспитательном плане. получается, что маленький мук не проявляет благородства в отношении короля, оставив его на всю жизнь с ослиными ушами: «вероломный король, - сказал он, - ты платишь, за верную службу, так пусть же будет тебе заслуженным наказанием твой уродливый облик. я оставляю тебя с этими ушами, чтобы они каждый день напоминали тебе о маленьком муке» . возникает вопрос о том, способствует ли чтение этой сказки нравственному развитию ребенка, ведь получается, что детей учат жестоко мстить своим врагам и презирать окружающих людей, поскольку они причиняют много зла. однако, несмотря на этот факт, сказка маленький мук является увлекательной, с развернутым и захватывающим сюжетом, необычным главным героем, который в итоге добивается справедливости.
Родился кузьма черный (николай карлович романовский) 24 июня 1900 г. в имении борки слуцкого уезда в крестьянской семье. закончив цимкавицкае народное училище, поступил в несвижскую учительскую семинарию, которая в 1919 г. была закрыта польскими властями. 3 приходом красной армии работал в волостным ревкома и слуцким уездным военкомате. в 1923 г. поступил в бгу на -лингвистическое отделение педфака, где проучился два года. 3 1924 по 1928 г. работал в редакции газеты «веларуская деревня» , в 1926-1931 гг. был председателем литобъединения «курган» , в 1932-1937 гг. - главным литкансультантам кабинета молодого автора при союзе писателей беларуси. 14 октября 1938 года был безосновательно арестован, просидел в минской тюрьме почти 8 месяцев. в годы великой отечественной войны жил в москве, участвовал в издании газеты-плаката «раздаеим фашистскую гадину» . летом 1944 г. вернулся в минск, работал в редакции журнала «беларусь» . в последние месяцы жизни тяжело болел. умер 22 ноября 1944 г "пахаеаны на военном кладбище в минске. к. черный, продолжая и развивая гуманистические традиции я. купалы, я. коласа, м. богдановича, оказал значительное влияние на развитие аналитического прозы и ее эпических жанров. он является одним из зачинателей психологической прозы. писатель отводил важную роль в национальном возрождении, считал ее «мощнейший аъявай жизни страны, одним из средств творчества этой жизни» . начинал писатель свой творческий путь в начале 20-х гг. из лирических и чрезвычайно эмоциональных рассказов, которые по форме напоминали новеллы или импрессиями. написанные на материалах из жизни деревни и города, они показывали духовное пробуждение народа. перу к. черного принадлежат сборники рассказов «серебро жизни» , «сосны говорят» , «сентябрьские ночи» , «ненависть» , повести «левон бушмар» , «люба лукъянская» , «насцечка» , романы «сестра» , «земля »,« отечество »,« третье поколение »,« поиски будущего »,« млечный путь », в которых автор показал жизнь и борьбу народа на разных этапах . кратче