В конце октября, 28 числа 1818 года, в семье дворянина и помещицы Тургеневых родился сын Иван – будущий известный писатель, критик, публицист и, даже, философ. Домашнее воспитание маленького Вани, как и подобало дворянскому укладу жизни того времени, было полноценным, глубоким и очень эффективным. К 14 годам Тургенев знал три иностранных языка и без труда поступил в Московский университет, из которого, год спустя, перевелся в Петербург, где в 1837 году окончил словестное отделение философского факультета. Творческий путь Ивана Сергеевича Тургенева начался с драмы «Стено», написанной в 1834 году. Профессор Плетнев, бывший наставник Александра Пушкина, выделил молодого писателя и, немного подредактировав его первое произведение, кое-что, даже, напечатал, чтобы не погасить искру зарождающегося таланта. Весной 1838 года Тургенев отправляется в Германию, где до 1841 года осваивает современную философию в Берлинском университете. Возвратившись в Москву, Тургенев мечтает получить кафедру философии, но в силу царского запрета на эту науку, его замыслам не суждено сбыться. Биография Ивана Тургенева продолжается службой в Министерстве внутренних дел, однако, скоро он разочаровывается в своих надеждах изменить тяжелое положение крестьянского сословия и выходит в отставку. Жизнь Тургенева И.С. отныне посвящена только литературе. Под руководством Белинского писатель определяется с творческим направлением, и его произведения наполняются реализмом. Поэма «Параша» дает толчок к регулярному написанию разноплановой прозы: повестей, рассказов, очерков и, даже, театральных пьес. В 1843 году Тургенев знакомится с французской певицей Полиной Виардо, которая посетила с гастролями Петербург, и с тех пор следует за ней неотступно. Практически постоянное пребывание за границей, возбуждает в сердце писателя сохранившееся воспоминание о Родине и тоску по ней. Он пишет многочисленные очерки, вошедшие в книгу «Записки охотника», которая принесла Тургеневу большую популярность и известность колоритностью русских образов и пейзажей. В 1852 году Тургенев опубликовал некролог Николая Гоголя, который был запрещен цензурой и, как следствие, оказался в родовом поместье в Орловской губернии без права покидать ее пределы. За время ссылки Тургенев написал несколько произведений на «крестьянскую» тему, среди которых, любимое нами с детства, «Муму». В 1856 году писателю разрешают выезд заграницу, и он уезжает в Европу. После объявления русским правительством о намерении отменить крепостное право, Тургенев в 1858 году ненадолго возвращается на Родину и пишет произведения, наполненные внутренним стремлением личности к свободе. Повесть «Ася» и роман «Дворянское гнездо» раскрывают поиски человеческой индивидуальности и нравственности. В 1862 году творчество Тургеневаобогащается трагическим романом «Отцы и дети», в котором автор показывает бес всех сословий перед социальным кризисом. С 1863 года Тургенев с семьей Виардо поселились в Баден-Бадене и жили там до 1871 года, затем переехали в Париж, где писатель познакомился с Флобером, Доде, Золя и другими известными личностями современности. Тургенев становится посредником между двумя литературами – русской и западноевропейской. Знаменательно то, что Виктор Гюго и Иван Тургенев избираются сопредседателями первого международного конгресса писателей в Париже. В 1879 году Тургенев получает звание почетного доктора Оксфордского университета. Свою творческую жизнь писатель обобщает в знаменитых «стихотворениях в прозе». Внезапная болезнь обездвиживает тело Тургенева, и 22 августа 1883 году он умирает от рака позвоночника во французском Буживале. По собственному завещанию писателя, его тело похоронено в Петербурге. Сегодня мы гордимся своим знаменитым соотечественником, который воспевал широту русской души и красоту родной природы. Иван Сергеевич Тургенев своим творчеством прививает читателю любовь и почитание к великому языку, дарованному свыше великому народу.
Новые люди в романе Чернышевского - посредники между пошлыми и высшими людьми. “Рахметовы - это другая порода,- говорит Вера Павловна,- они сливаются с общим делом так, что оно для них необходимость, наполняющая их жизнь; для них оно даже заменяет личную жизнь. А нам, Саша, недоступно это. Мы - не орлы, как он”. Создавая образ профессионального революционера, Чернышевский тоже заглядывает в будущее, во многом опережая свое время. Но характерные свойства людей этого типа писатель определяет с максимально возможной для его времени полнотой.Во-первых, он показывает процесс становления революционера, расчленяя жизненный путь Рахметова на три стадии: теоретическая подготовка, практическое приобщение к жизни народа и переход к профессиональной революционной деятельности. Во-вторых, на всех этапах своей жизни Рахметов действует с полной самоотдачей, с абсолютным напряжением духовных и физических сил. Он проходит поистине богатырскую закалку и в умственных занятиях, и в практической жизни, где в течение нескольких лет исполняет тяжелую физическую работу, снискав себе прозвище легендарного волжского бурлака Никитушки Ломова. И теперь у него “бездна дел”, о которых Чернышевский специально не распространяется, чтобы не дразнить цензуру.Главное отличие Рахметова от новых людей заключается в том, что “любит он возвышенней и шире”: не случайно для новых людей он немножко страшен, а для простых, как горничная Маша, например,- свой человек. Сравнение героя с орлом и с Никитушкой Ломовым одновременно призвано подчеркнуть и широту воззрений героя на жизнь, и предельную близость его к народу, чуткость к пониманию первоочередных и самых насущных человеческих потребностей.Именно эти качества превращают Рахметова в историческую личность. “Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней - теин в чаю, букет в благородном вине; от них сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”. По социальному происхождению Базаров, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна — типичные разночинцы. Все они с детства приучены к труду, в жизни они привыкли полагаться только на собственные силы. Так, Чернышевский рассказывает о своих героях: «Лопухов с очень ранней молодости, почти с детства, добывал деньги на свое содержание; Кирсанов с 12 лет отцу в переписывании бумаг, с IV класса гимназии тоже давал уже уроки. Оба грудью, без связей, без знакомств прокладывали себе дорогу».Тургенев ничего не рассказывает о студенческих годах Базарова, но «...надо полагать, — писал Герцен, — что то была жизнь бедная, трудовая, тяжелая... Евгений Васильевич содержал себя... собственными трудами, перебивался копеечными уроками и в то же время находил возможность готовить с е б я к будущей деятельности».Базарову и «новым людям» присуще стремление к образованию, к изучению естественных наук. В романе «Что делать?» не только Лопухов и Кирсанов занимаются медициной, но и Вера Павловна. Базаров также уделяет много времени естественным наукам. Он часами просиживает за своим микроскопом, ставит опыты. Аркадий говорит о Базарове: «Главный предмет его — естественные науки». Базаров отрицает красоту природы, искусство, любовь. Он говорит Аркадию: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «Новые люди», в отличие от Базарова, чувствовали красоту природы, признавали существование любви.
По социальному происхождению Базаров, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна — типичные разночинцы. Все они с детства приучены к труду, в жизни они привыкли полагаться только на собственные силы. Так, Чернышевский рассказывает о своих героях: «Лопухов с очень ранней молодости, почти с детства, добывал деньги на свое содержание; Кирсанов с 12 лет отцу в переписывании бумаг, с IV класса гимназии тоже давал уже уроки. Оба грудью, без связей, без знакомств прокладывали себе дорогу».Тургенев ничего не рассказывает о студенческих годах Базарова, но «...надо полагать, — писал Герцен, — что то была жизнь бедная, трудовая, тяжелая... Евгений Васильевич содержал себя... собственными трудами, перебивался копеечными уроками и в то же время находил возможность готовить с е б я к будущей деятельности».Базарову и «новым людям» присуще стремление к образованию, к изучению естественных наук. В романе «Что делать?» не только Лопухов и Кирсанов занимаются медициной, но и Вера Павловна. Базаров также уделяет много времени естественным наукам. Он часами просиживает за своим микроскопом, ставит опыты. Аркадий говорит о Базарове: «Главный предмет его — естественные науки». Базаров отрицает красоту природы, искусство, любовь. Он говорит Аркадию: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «Новые люди», в отличие от Базарова, чувствовали красоту природы, признавали существование любви.