(4) О чём размышляет Шарик в начале повести? Насколько близки его размышления автору?
Чем Шарик не похож на других собак, описанных в литературе?
Каковы истоки фабулы повести? Почему Булгаков обращается к фантастике и называет
свою повесть «чудовищной историей»? Зачем потребовалось превращение собаки в
человека? Каков политический подтекст этого превращения?
6. На кого из героев русской литературы похож профессор Преображенский?
7. Каков род занятий профессора Преображенского? Объясняется ли в повести, благодаря
чему профессор стал «мировым светилом»? Почему он не опасается Швондера?
8. Профессор Преображенский, по вашему мнению, вызывает скорее симпатию или
антипатию у читателя? Почему?
(9) Использует ли Булгаков приёмы комического при создании образа профессора?
fo Каковы убеждения Филиппа Филипповича? За что он, по его же словам, «не любит
пролетариата»? Какие фразы профессора можно считать афористическими?
(11 Как меняется по ходу сюжета поведение Шарика-Шарикова – с того момента, как он попал в
дом профессора, до назначения на пост заведующего подотделом очистки?
12. Как вы думаете, почему в человеченной собаке тёмное агрессивное начало?
Какие поступки Шарикова об этом свидетельствуют?
(13) Кто виноват в изменении характера и поведения Шарикова? Мог ли из шарикова получиться
порядочный человек без влияния Швондера?
4. Литературный критик м Золотоносов считает, что «Преображенский в создании Шарикова
виноват не меньше Швондера»? Согласны ли вы с этим утверждением?
15 В какой момент профессор принимает решение об обратном превращении? Почему он не
делает этого раньше?
ответ:В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» автор стремится донести до читателя образ «маленького человека» в России. Мы видим, насколько бесправен и унижен этот человек, насколько он подвержен гнету и оскорблениям тех, кто считает себя выше его по положению или материальному достатку.
В этой повести образ такого человека представлен в лице Самсона Вырина. Это пожилой человек, станционный смотритель, который принимает у себя в избе каждого проезжего путешественника, обеспечивает ему крышу над головой, пищу, а на утро готовит
лошадей в дорогу. Для Самсона эти обязанности не в тягость, напротив, он выполняет их честно и со всей ответственностью. Но благодарности старик за это не видит. Пользуясь его низким положением, каждый заезжий его унижает, срывается за свои неудачи и плохую дорогу. Несмотря на все попытки обидеть его, смотритель не разочаровывается в жизни и своей работе. Он терпеливо и безропотно сносит все тяготы и испытания. Все потому, что у него есть смысл в этой жизни, есть ради кого трудиться. Это его единственная дочь Дуня четырнадцати лет. После смерти жены это отрада его и утешение. Самсон Вырин дарит ей всю свою любовь и заботу,
ведь больше у него никого нет на всем свете. Отец отдает себе отчет в том, что, кроме него, некому будет заботиться о его Дуняше, и старается ради нее из всех сил.
Образ Самсона передан со слов рассказчика, проездом посетившего эту станцию. Он отмечает, что в первую встречу старик выглядит благообразно и свежо, чинно и дружно живет себе со своей дочкой. Дуня взяла на себя все хозяйство и хорошо его ведет, держит дом в чистоте, в опрятности. Путешественники, плохо обращающиеся с Выриным, оттаивают при виде Дуни и меняют свое отношение. Самсон горд своей дочерью.
Спустя некоторое время рассказчик, снова волей судьбы оказавшийся на этой станции, видит, как сильно изменился Вырин, постарел от горя. Его дочь, его кровиночка, убежала с богатым проезжим офицером. Старика сломил этот ее поступок. Он не в силах понять, как она могла с ним так поступить, ведь он ничего никогда для нее не жалел. Даже бедность старика не сломила так, как этот позор. Дуня теперь находится в унизительном положении содержанки офицера, что для Самсона большой позор. Он знает, что случается с наивными девушками, которые вот так повелись на богатство и притворные слова богатых людей: они оказываются на улице. Он опасается, что его дочь ждет та же участь.
Несмотря на все это, он готов простить и принять Дуню, если бы она пришла обратно. Но та и думать забыла об отце. Не зря в избе у Самсона Вырина висят картинки, изображающие сюжет из Евангелия про блудного сына. Но если блудный сын все же вернулся в отчий дом, то Самсон свою дочь так и не дождался. Потерян смысл жизни, трудиться и жить больше не для кого. Он начал выпивать от невыносимой жизни и сильно опустился. Самсон Вырин — человек чести, для которого на первом месте чистая совесть и незапятнанность, поэтому это испытание так его добило.
Автор повести жалеет главного героя и призывает читателя проникнуться его положением и понять, что маленького человека ждали в то время только тяжкий труд, грубое и бесчеловечное обращение и бесправие.
Объяснение:
2.Петербург, где происходит действие романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание", предстает перед читателем с весьма неприглядной стороны.
В романе описан тот Петербург, где живут бедняки. Это не тот Петербург, где стоят величественные дворцы и в чудесных парках чинно прогуливаются нарядные дамы и господа. Петербург Достоевского — это городские трущобы, с обшарпанными доходными домами, грязными питейными заведениями и публичными домами. Здесь узкие улочки и переулки с тесными дворами-колодцами и подворотнями. Здесь царят теснота, духота, грязь и зловоние. В таком районе живет Родион Раскольников - в доме на углу Средней Мещанской и Столярного переулка. Он снимает крошечную каморку, напоминающую шкаф. Обстановка в ней так же бедна, как и окружающие дом улицы и переулки, а также люди, их населяющие.
Люди здесь под стать своему окружению. Бродя по улицам Петербурга, Раскольников часто наблюдает неприглядные картины жизни города. "шлялся, громко ругаясь, пьяный солдат с папироской... Один оборванец ругался с другим оборванцем, и какой-то мертво-пьяный валялся поперек улицы..."
Автор их описывает так, что мы словно наблюдаем эти картины. Видим толпу шумных женщин с сиплыми голосами у распивочной. Слышим, как девочка в лохмотьях поет романс под шарманку, пытаясь заработать на хлеб. Люди проходят мимо. Вот на Конногвардейском бульваре жирный франт преследует пьяную девочку. Вот на Николаевском мосту Раскольников получает удар кнутом, а случайные свидетели смеются. Вот на Вознесенском мосту бросается в воду женщина с желтым лицом...
Вообще, желтый цвет Достоевский упоминает при описании Петербурга так часто, что сразу вспоминаешь, что дом для умалишенных называли "желтым домом". Желтый цвет вызывает ощущение нездоровья, чувство внутреннего угнетения, общей подавленности, безысходности. Создается впечатление, что Петербург Достоевского психически и нравственно болен, вместе со всеми его жителями.
Объяснение: