4. ответить на вопросы по рассказу Тургенева «Бирюк»: Что такое пейзаж в литературном произведении?
Какую роль играет образ-символ грозы?
Что такое интерьер в литературном произведении?
Как описание избы Бирюка понять его характер?
Что такое портрет в литературном произведении?
Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора?
Остап
Основные качества Безупречный боец, надежный друг.
Характер Каменный.Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно.Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами.Взгляд на мир Мир прост и суров.Интерес к «чужому» (иностранному)Не интересуется политикой, мнением «чужих»».Отношение в семье Подражает отцу.Место обучения Киевская Бурса.Учёба Не любил учиться, часто убегал. После того как получил наказание от отца, стал одним из лучших учеников.Отношение к наказанию Не избегает наказание, сам ложится на пол и терпит удары. Никогда не сдавал друзей.Мечтает О подвигах и сражениях. Мысли при поездке в Запорожскую Сечь Думает о сражениях, мечтает о подвигах. Поведение в битве Холоднокровно рассчитывает угрозу, ведет себя спокойно и рассудительно. Может найти выход из трудной ситуации, причем с пользой.Мысли во время осады в Дубне О войне. Отношение к товарищам Наравне с отцом, они самое дорогое что есть.Отношение отца к сыну Гордость отца. Истинный казак.Гибель Его пытали страшными муками, но он ничего не сказал.Цитаты«Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал».«О, да этот будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!»Великий русский писатель Ф. М. Достоевский выразил своим творчеством безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества в эксплуататорском обществе и безмерную боль за эти страдания. И вместе с тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков реальных путей борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.
Раздвоенность терзала Достоевского, становясь для него и его героев источником мучительного своеобразного и мстительного наслаждения – болезненной формой признания безвыходности мучений.
Он сам был жестоко унижен и оскорблён страшной действительностью, превращавшей его героев в изломанных людей. Его жизненный и литературный путь представляет собой трагедию, содержание которой является подавление и уродование человеческой души действительностью, враждебной гению, свободе, искусству, красоте. В произведениях этого субъективнейшего писателя, всегда являющихся его личной исповедью, с их угрюмой тревогой, лихорадочными метаниями и колебаниями, неизбывным страхом перед хаосом и тьмой окружавшей жизни, запечатлелась скорбная история великой, но больной души, заболевшей человеческими страданиями и отчаявшейся, то есть изжившей свои чаяния, мечты, надежды молодости, - души, полюбившей боль, потому что ей нечем стало жить, а значит, и нечего стало любить, кроме боли.
В беспокойной атмосфере его произведений отразились и подавленный, искажённый протест действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был раздавлен насмерть несчастный Мармеладов, - и непрочность, обречённость, близость краха самого общества, построенного на человеческих мучениях, чревато неведомыми потрясениями, грозными катаклизмами.
Творчество Достоевского было порождено переходной, кризисной эпохи распада феодально-крепостнических отношений в России и замены их новыми, капиталистическими отношениями.
Его угнетали крепостнические порядки, полный произвол и самовластие начальствующих, значительных лиц; его подавлял и рост новых отношений, повсеместный разгул хищничества, цинизм откровенно волчьих законов жизни. Достоевский выразил страх перед победоносным шествием капитализма этих социальных слоёв, неустойчивых, социально и психологически ничем не вооружённых, не защищенных, доступных для всевозможных реакционных и упадочнических влияний.
Он начинал свой литературный путь как ученик Гоголя, союзник Белинского. Его духовное и литературное развитие и далее могло бы продолжаться в том же направлении, вопреки очень серьёзным противоречиям, обнаружившимся уже в произведениях первого периода его творчества, если бы это развитие не было прервано так чудовищно – грубо, деспотически – жестоко, таким отвратительно – преступным глумлением над его личностью: каторгой, солдатчиной, ссылкой. На целых десять лет он был выброшен из жизни тем самым николаевским режимом, который убил Пушкина, убил Лермонтова, затравил Гоголя.
Тяжелый идейно-психологический процесс происходил в нем за эти годы, с его болезненно-впечатлительной, обнаженной душой. Он разуверился в возможности улучшить действительность путем борьбы, усомнился в самой природе человека, в человека своими силами, своей разумной волей перестроить жизнь. Он начал искать поддержку в религии, - в жестокой постоянной борьбе с самим собой.
По возвращению в Петербург, после девяти лет глубочайшего, испытанного им одиночества, на него нахлынула, со всеми ее пестрыми противоречиями жизнь большого капиталистического города. А вскоре к этому бурному рою впечатлений, хаотичность которых была впоследствии так ярко выражена в “Подростке”. И он еще более утвердился в своей проповеди о том, что только в страдании сможет очиститься современный человек от эгоизма, от соблазнов сатанинской власти денег надо всем.
Уйдя от новой, передовой России-России Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Некрасова, Щедрина, - Достоевский потерял единственную возможность униженным и оскорбленным выбраться из мрака. Впитав в свою душу страдания человечества.