4. Перечитай текст. Какое событие описывает автор в произведении Из текста подбери слова и выражения, которые охарактериала
3. ответы на вопросы по содер
1) Каким был старший брат Петра?
2) Для чего бояре прятались за спинкой трона?
3) Что докладывали послы своим королям?
.
героев. Заполни таблицу.
Иоанн
Петр
1
Описание внешности
2
Поведение
Поступки
Чувства, переживания
Мысли, речь
Обсуди с одноклассниками, как сравнить поведение героев в
рассказе. Что тебе может Используй информацию
стта от аревичах
по традиции вершинным жанром называют роман (этот жанр в отечественной прозе утвердили м.ю. лермонтов, и.с. тургенев, л.н. толстой, ф.м. достоевский), поскольку он является универсальным, всеобъемлющим, дает осмысленную эпическую картину мира в целом. чехов же узаконил рассказ как один из самых влиятельных эпических жанров, художественный мир которого часто не уступает роману. но чеховский рассказ — это не просто «осколок романа», как было принято расценивать повесть (и рассказ) до чехова. дело в том, что у романа свои законы, свой ритм и темп повествования, свои масштабы, своя глубина проникновения в психологическую, нравственную суть человека и мира.
споры, размышления об особенностях жанра рассказов чехова длятся уже не одно десятилетие. различные точки зрения, появившиеся за годы, открывают новые грани уникального жанра чеховского рассказа, лучше, объемнее его понять. точнее определить жанр всегда важно, потому что от этого зависит понимание любого произведения.
по традиции рассказы чехова называют новеллами. л.е. кройчик, например, предлагает называть ранние чеховские рассказы комическими новеллами, а поздние — сатирическими рассказами. и основания для этого, безусловно, есть: новелла динамична (ее классический западноевропейский вариант — новеллы в «декамероне» д. боккаччо и в ней важен сюжет, событие (не столько даже событие, сколько авторский взгляд на него), для этого жанра характерно внимание к поведению героев, репортажное время (настоящее время), новелла обязательно стремится к результату, она не может закончиться «ничем» (отсюда ее динамизм). все это мы находим в ранних рассказах чехова. поэтика поздних его рассказов иная, и она выражена в жанровом определении — «сатирический рассказ».
но, оказывается, «простые» чеховские рассказы на самом деле сложные, и продолжает оставаться ощущение недоговоренности, неисчерпанности тайны жанра. и это приводит к продолжению поисков. по утверждению другого , в. тюпы, жанровая специфика рассказа чехова порождена необычным союзом, сплавом анекдота и притчи: «новаторство гениального рассказчика состояло прежде всего во взаимопроникновении и взаимопреображении анекдотического и притчевого начал — двух, казалось бы, взаимоисключающих путей осмысления действительности». эти жанры, при всей своей противоположности, имеют и много общего: им свойственна краткость, точность, выразительность, неразработанность индивидуальной психологии персонажей, ситуативность и вместе с тем обобщенность сюжета, несложность композиции.
но и у анекдота, и у притчи есть неоспоримые достоинства, позволяющие им неизменно пользоваться успехом у читателей (и, что немаловажно, у слушателей). взаимодействие жанров оказалось чрезвычайно плодотворным для чеховской поэтики:
от анекдота — необычность, яркость сюжета, оригинальность, «сиюминутность» ситуаций, сценок и в то же время жизненная достоверность и убедительность, выразительность диалогов, рассказам чехова абсолютную подлинность в глазах читателя;
от притчи — мудрость, философичность, глубина, универсальность, всеобщность рассказываемой , поучительный смысл которой является долговечным. зная эту особенность поэтики чеховских рассказов, серьезный, подготовленный читатель увидит в них не только комические ситуации, не только возможность улыбнуться над человеческой глупостью, претензиями и так далее, но и повод задуматься о жизни своей и окружающих.
и конечно, уникальный эстетический эффект порождает не только взаимодействие анекдота и притчи, то, чем эти жанры «делятся» друг с другом, но и то, в чем они противостоят друг другу: «полярная противоположность речевого строя притчи и анекдота позволяет чехову извлекать из их соседства эффект конфликтной взаимодополняемости».
Объяснение:
Актуальность исследования. Последние десятилетия в российском
обществе отмечены серьезными изменениями: наметился интерес к
историческому страны, народной культуре, ее православным
истокам. Между тем в настоящее время остается актуальным вопрос духовнонравственного воспитания молодого поколения, приобщения его к высоким
идеалам классической литературы.
Современная школа по-своему реагирует на негативные изменения в
мировоззрении современного человека, актуализируя в практике
преподавания те имена, жанры, произведения, которые поднимают вечные
проблемы, усиливая внимание на воспитательное значение искусства слова.
Реалии сегодняшнего дня определяют и государственную
образовательную политику. «Воспитание духовно развитой личности,
формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры» – эти важные позиции
заявлены в перечне целей литературного образования, обозначенных в
Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. На
съезде общества любителей словесности 26 мая 2016 г. Патриарх Кирилл
сказал, что русская литература «неуклонно и мужественно – всегда вела
своего читателя к познанию высших духовно-нравственных ценностей, к
познанию высшего смысла жизни, к познанию Бога» [4].
Одним из шагов на пути реализации поставленных целей можно считать
расширение жанрового спектра произведений, рекомендованных для
школьного изучения. В современных школьных программах достаточно
широко представлены произведения рождественской прозы, а именно:
рассказы Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, А.И. Куприна,
Л.Андреева, И. Шмелева. Глубокому и всестороннему осмыслению
жанрообразующих признаков святочного рассказа и обращение
в школьной практике к произведениям Г.Х. Андерсена, О.Генри, Ч. Диккенса.
Объяснение: