Образ старого добродушного дядьки Савельича принадлежит к числу замечательных созданий пушкинского гения.
В беззаветной, бескорыстной преданности Савельича своему питомцу есть что-то трогательное. Вся жизнь его сводится к тому, чтобы оградить Петра Андреевича от неприятностей и опасностей, чтобы отстоять его интересы, сохранить барское добро. Преданность его доходит до самоотвержения: он готов заслонить Петра Андреевича своею грудью от ударов шпаги Швабрина, предлагает Пугачеву повесить его вместо барина и т. п.
В преданности Савельича нет ни тени нравственного холопства. Он по-своему независим, даже упрям и часто ворчит на своего барина. Упрямый, но добрый старик, впрочем, всегда уступает своему питомцу, хотя простодушие и наивность его доставляют Гриневу много хлопот. Некоторый комизм образа Савельича заключается в том, что он часто действует невпопад. Он наивно подает Пугачеву список барских вещей, разграбленных «злодеями», не преминув напомнить и о заячьем тулупчике, подаренном когда-то Пугачеву. Это излишнее усердие могло бы кончиться печально для Гринева. Тем не менее в трагический момент, когда Гринева вели на виселицу, именно Савельич жизнь своего любимца, «барского дитяти».
Савельич - незабываемый образ русского крестьянина крепостной эпохи, «верного слуги» старого времени. Образ его стал родоначальником целой галереи «верных слуг», созданных русской художественной литературой
Главный герой книги Дефо - культурный европеец Робинзон, однако по мнению Турнье, величайшим изобретением английского романиста был именно Пятница, который и должен стать главным героем романа 20-го века.
Главная тема романа - не одиночество, а социальная связь, отношения Робинзона и Пятницы. Отношение Робинзона к дикарю Пятнице - отношение большого брата к своему слуге, несмотря на весь гуманизм Робинзона. Взгляды Робинзона достаточно политкорректны для европейца 17-го столетия - вспомним хотя бы его рассуждения о том, что дикари не виноваты в своей кровожадности. Робинзон вспоминает, как вели себя раньше испанские колонизаторы в Америке, не считавшие туземцев за людей и безжалостно их истреблявшие. Он противопоставляет этому свой, новый, "просвещённый" взгляд: белый человек должен нести дикарям всё лучшее, что есть в его культуре - культуре цивилизованного европейца.
Однако то, что казалось прогрессивным в эпоху Дефо, - отношение к пятницам с позиций "строго, но доброго старшего брата" в наше время выглядит ужасающе неполиткорректным. Для современного правозащитника глобализм, попытка навязать другим людям ценности европейской цивилизации - еще одна форма возрождения колониализма. Культуры, обычаи и верования разных народов самоценны. Любой, даже самый дремучий пятница достоин большего, чем школьная парта, розги и добрые советы Робинзона, - он сам многому научить последнего.
В беззаветной, бескорыстной преданности Савельича своему питомцу есть что-то трогательное. Вся жизнь его сводится к тому, чтобы оградить Петра Андреевича от неприятностей и опасностей, чтобы отстоять его интересы, сохранить барское добро. Преданность его доходит до самоотвержения: он готов заслонить Петра Андреевича своею грудью от ударов шпаги Швабрина, предлагает Пугачеву повесить его вместо барина и т. п.
В преданности Савельича нет ни тени нравственного холопства. Он по-своему независим, даже упрям и часто ворчит на своего барина. Упрямый, но добрый старик, впрочем, всегда уступает своему питомцу, хотя простодушие и наивность его доставляют Гриневу много хлопот. Некоторый комизм образа Савельича заключается в том, что он часто действует невпопад. Он наивно подает Пугачеву список барских вещей, разграбленных «злодеями», не преминув напомнить и о заячьем тулупчике, подаренном когда-то Пугачеву. Это излишнее усердие могло бы кончиться печально для Гринева. Тем не менее в трагический момент, когда Гринева вели на виселицу, именно Савельич жизнь своего любимца, «барского дитяти».
Савельич - незабываемый образ русского крестьянина крепостной эпохи, «верного слуги» старого времени. Образ его стал родоначальником целой галереи «верных слуг», созданных русской художественной литературой
Главная тема романа - не одиночество, а социальная связь, отношения Робинзона и Пятницы. Отношение Робинзона к дикарю Пятнице - отношение большого брата к своему слуге, несмотря на весь гуманизм Робинзона. Взгляды Робинзона достаточно политкорректны для европейца 17-го столетия - вспомним хотя бы его рассуждения о том, что дикари не виноваты в своей кровожадности. Робинзон вспоминает, как вели себя раньше испанские колонизаторы в Америке, не считавшие туземцев за людей и безжалостно их истреблявшие. Он противопоставляет этому свой, новый, "просвещённый" взгляд: белый человек должен нести дикарям всё лучшее, что есть в его культуре - культуре цивилизованного европейца.
Однако то, что казалось прогрессивным в эпоху Дефо, - отношение к пятницам с позиций "строго, но доброго старшего брата" в наше время выглядит ужасающе неполиткорректным. Для современного правозащитника глобализм, попытка навязать другим людям ценности европейской цивилизации - еще одна форма возрождения колониализма. Культуры, обычаи и верования разных народов самоценны. Любой, даже самый дремучий пятница достоин большего, чем школьная парта, розги и добрые советы Робинзона, - он сам многому научить последнего.