Одной из главных проблем комедии грибоедова "горе от ума" можно назвать столкновение двух поколений - поколения века минувшего и поколения века нынешнего. первое поколение крайне консервативно в самом неблагоприятном смысле этого слова. фамусовское общество отказывается принимать хоть что-то новое (это слова фамусова: "не то чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас боже! "). при этом перемены в этом обществе крайне необходимы: чинопочитание, раболепство, постоянная бессмысленная праздная кутерьма, отношение к службе как к чему-то несерьезному стали считаться естественными для власть имущих. представителем совсем другого общества является чацкий. идеалы чацкого - свобода суждений и мнений, служба ради стремления к знаниям и родине, а не чинов и званий. новое, прогрессивное поколение, к которому относится чацкий, крайне недовольно сложившимся состоянием дел. таким просвещенным людям было бы в радость служить, да "прислуживаться тошно". в итоге продвинутым личностям остается быть изгоями, их клеймят мятежниками и преступниками - ведь поколение старое, черпающее суждения "из забытых газет времен очаковских", безумно боится каких-то перемен, способных ухудшить их положение, добытое обманом, связями. также представители прогрессивного общества против бессердечного отношения к несчастным крепостным, в то время как старики считают нормальным издевательства над слугами. естественно, столь резкие и многочисленные противоречия не могли не вызвать серьезного конфликта. в данном произведении конфликт между поколениями еще и вляется конфликтом между старым и новым, упадком знаний и просвещением, раболепством и привычкой заискиваться и свободой мышления, сохранением чувства собственного достоинства как одной из высших ценностей.
Вкоротком вступительном слове читатель говорит о железнодорожном строительстве в россии середины xix века, вызвавшем безмерные страдания народа, комментирует эпиграф к стихотворению (см. сноски в хрестоматии), после выразительного чтения просим подумать читателей, почему разговор генерала с ваней как бы изъят из текста стихотворения и вынесен в эпиграф. чтобы ответить на этот вопрос, читатели должны обратить внимание на слова мальчика: «кто строил эту дорогу? » генерал утверждает, что граф петр андреевич клейнмихель. проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической стихотворения. читатели уже выясняли смысл и роль эпиграфов при изучении «капитанской дочки», «мцыри», «ревиора» и поэтому понимают, что эпиграф по-своему формулирует главную проблему (главный вопрос) произведения. перечитываем проникнутую бодрым, жизнерадостным чувством зарисовку родной природы. читатели познакомились с отрывком из стихотворения пушкина «осень». величавую и немного печальную, столь милую для него осень поэт живописал простыми, но вместе с тем торжественными словами: унылая пора, очей очарованье, прощальная краса, пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, в их сенях ветра шум,- полнота жизни, влекущая за собой радость творчества. сравним с этими стихами строки некрасова. то же чувство к «врачующему простору» родины («всюду родимую русь узнаю»), то же восхищение красотой окружающего мира. по пейзаж нарисован словами иного ряда: здоровый, ядреный .воздух; речка студеная; лед словно тающий сахар; около леса, как в мягкой постели, выспаться можно; славная осень; нет безобразья в природе… даже родину поэт называет родимой (не родной, а родимой) русью - так в народных песнях говорилось о матери.