В русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет, напряженную авторскую исповедь, почему и приковывают к себе внимание читателя. Поэт в XIX веке — пророк, его слово — оружие в борьбе с общественными недугами. В кризисном XX веке понимание поэзии и ее значимости безмерно усложнилось, хотя в главном и осталось незыблемым. Как же звучит эта тема в творчестве А. Ахматовой?
Как известно, юношеские стихи Ахматовой тесно связаны с акмеизмом. Если символисты считали поэта пророком, вещающим о тайнах бытия, ведущим «от реального к реальнейшему», то акмеистическое представление о поэте гораздо более приземлено. Поэзия — ремесло, поэт — мастер, знающий законы этого ремесла. Он не устремляется в заоблачные выси, а живет, как и другие люди, на земле, точно так же, как они, любит, страдает, ждет. Поэтому образ поэта в ахматовской лирике так конкретен и осязаем, воссоздан в бытовых, прозаических подробностях:
И кажется лицо бледней
От миловеющего шелка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.
...В этом сером, будничном платье
На стоптанных каблуках...
Поэт — обычный человек среди людей, но взгляд его на мир необычен. Поэтический взгляд на мир для Ахматовой — взгляд, соединяющий не связанные в обыденном сознании вещи:
Так бес грудь холодела,
Но шаги мои были легки,
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Ива на небе кустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стала
Вашей женой.
Примеры такого «сопряжения далековатых понятий» (А. С. Пушкин) можно множить до бесконечности. Главное здесь — создание нового мира, наполненного живыми, напряженными, причудливыми связями, не существующими нигде, кроме поэтического слова.
Так поэтическое слово у Ахматовой становится отдельной реальностью со своими законами. Возможно, именно поэтому у Ахматовой, как ни у кого из поэтов серебряного века, разветвленные и глубокие отношения с Музой:
А Муза в дырявом платке
Печально поет и уныло.
В жестокой и юной тоске
Ее чудотворная сила;
Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
А недописанную мной страницу,
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
«Муза-сестра» близка, человечна, сострадательна. Сострадательность ее проявляется прежде всего в том, что она освобождает от мук любви:
Слаб голос мной, но воля не слабеет.
Мне даже легче стало без любви.
Как над сердцем власть теряет!
Так неразделенная любовь становится источником поэтического творчества. Поэтическое творчество у Ахматовой — это прежде всего воплощение памяти: любовной, исторической, культурной.
Ведь только стихи оказываются у Ахматовой прибежищем любви, которой нет места в реальной жизни:
Лишь голос моей поет в твоих стихах,
В моих стихах твое дыханье веет...
Именно поэтому память любви — огонь, в котором поэт обречен «петь и гореть», при этом переживая смертную муку и оживая снова, «чтоб после, как Феникс из пепла, в эфире восстать голубом».
Умирая и воскресая, поэт остается прочно укорененным в культуре и истории. Он постоянно чувствует себя вместилищем в котором это начинает свою новую жизнь. Очень характерно, что Муза Ахматовой, при всем ее своеобразии, о котором говорилось выше, оказывается той, что «Данту диктовала страницы Ада», то есть не только своей, но и чужой. Об этом парадоксе поэтического творчества Ахматова высказалась в следующем четверостишии:
Не повторяй — душа твоя богата —
Того, что было сказано когда-то.
Но, может быть, поэзия сама —
Одна великолепная цитата.
Действительно, в ахматовских произведениях много цитат из произведений других поэтов (Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.) Но все-таки поэзия для Ахматовой — не комбинирование цитат, не «игра в бисер». Ведь за любой цитатой — переживание, часто мучительное, поэзия для Ахматовой — возвращение в самых мучительных его моментах. Судьба поэта — судьба Лотовой жены в одноименном стихотворении. Возвращая стремясь «посмотреть на красные башни родного Содома», которые в этот момент уже разрушены Божьим гневом, поэт жертвует жизнью. Он превращается в соляной столб и терпит муку этого превращения. Именно такое ощущение поэзии сделало необходимым появление такого произведения, как «Реквием».
Итак, поэтическое самоопределение у Ахматовой тесно связано с самоопределением нравственным. Нравственные устои ахматовской поэзии — сопереживание чужой боли, чувство сопричастности миру и совиновности за все его беды.
Любой человек, если захочет, может стать героем. В русской литературе не так много настоящих героев. Вероятно, это потому что писателей в то время больше волновали душевные муки и страдания человека. Настоящий герой не думает только о себе. Он старается заботиться о всех, кто окружает его и имеет хоть какое-то отношение к нему. Максим Горький в своем рассказе показал читателям настоящего героя, который заботился не только о себе, но о всем своем племени. Он стремился сделать все возможное, чтобы его племя стало свободным и вышло из непроглядного и темного леса. Данко взвалил на свои плечи ответственность за всех людей и стал их предводителем. Никто из других людей не решился на такой поступок, а Данко проявил себя очень мужественно и храбро. Когда люди стали высказывать свои недовольства в его адрес и критиковать его, он не обозлился на них. Данко искренне любил этих людей и понимал сложность всей ситуации. Он жил своим народом и понимал его! Когда я думаю о героических подвигах, в моей памяти всегда первым делом всплывает образ Данко. Любой человек, читавший рассказ Горького, никогда не усомнится в том, что Данко — настоящий герой. Данко можно и нужно называть героем. Он совершил героический поступок для людей. Данко имел огромное чувство сострадания к людям. Он не хотел видеть, как его народ погибает. И он осветил им путь вырванным из груди сердцем! К сожалению, люди не ценят героев и быстро забывают те подвиги, которые совершили во имя их блага. Так и произошло с Данко. Люди, выбравшиеся из темного леса, в конце рассказа даже не заметили его смерти. А один глупец просто наступил и раздавил его благородное сердце, наполненное огромной любовью к своему народу. Такова благодарность толпы по отношению к своему герою . И это очень печально. Данко — потрясающий человек с чистым и добрым сердцем. Возможно, он недооцененный герой. Но есть ли смысл быть героем для неблагодарных людей, которые даже не оценят и не вспомнят твоей жертвы? Это наталкивает на долгие и глубокие размышления. Но это решать каждому. Я считаю, Данко — настоящий образ героя в русской литературе. Но как сказал Максим Горький, время таких героев еще не настало. РАССУЖДЕНИЕ:Каждый человек при желании может быть героем. Но чтобы проявить геройские качества необходимы соответствующие обстоятельства. В отечественной литературе мало примеров настоящих героев. Русских авторов больше интересовали душевные проблемы и внутренние мучения человека. Героизм человека зависит не столько от условий ситуации, сколько от качеств самого человека. Горький показывает пример настоящего героя, думающего о жизнях других людей. Настоящий герой не живет ради себя одного. Образ Данко доказывает это. Главное его отличие от героя первой легенды то, что он стремится не к личной свободе, а свободе своего племени, которое глубоко зашло в непроглядный лес. Данко берет на себя ответственность за выход людей из леса. Этот путь тернист и далёк. Уставшие и измотанные люди начинаю критиковать Данко в том, что они не могут выбраться на свет. Герой легенды не сердится на них, он понимает сложность ситуации. Данко решил пойти на смерть ради жизней множества людей. Он вырвал свое сердце. Его сердце горело так, что освещало путь в темноте. Благодаря этому он вывел людей из леса. Данко гордо обвел взглядом степь, чувствуя что выполнил свою миссию, и засмеялся. Этот персонаж по настоящему любил людей, даже когда они были им не довольны. Люди боялись что не смогут выйти из леса, но персонаж легенды оказался настоящим героем и пошел на самопожертвование. Он смог пробудить в себе геройские качества. Но поступок героя не был оценен по достоинству: люди не заметили как Данко умер и не обратили внимание что рядом с его телом горит его героическое сердце. Один человек заметил сердце и испугавшись раздавил смелое сердце ногой. Оно рассыпалось и угасло. Это показывает отрицательную сторону людей – отсутствие признательности. Но Данко был счастлив в момент смерти. Когда он умирал, он был рад что смог так много людей. Таким образом мы можем считать героя второй легенды настоящим героем. Он, как и требуется от настоящего героя, смог взять ответственность на себя. Но одной ответственности ему не хватило бы. Он был еще и смелым раз смог вырвать самому себе сердце. Не смотря на то что люди критиковали его он продолжал вести их и , в конечном счете, вывел, но люди не смогли достойно оценить его героический поступок. Но на самом деле Данко настоящий герой. Но Горький говорит что время таких героев еще не настало.
Прости что так много. Можно конечно сократить. Буду рад если ты поставишь мне лайк) Удачи!
Объяснение:
В русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет, напряженную авторскую исповедь, почему и приковывают к себе внимание читателя. Поэт в XIX веке — пророк, его слово — оружие в борьбе с общественными недугами. В кризисном XX веке понимание поэзии и ее значимости безмерно усложнилось, хотя в главном и осталось незыблемым. Как же звучит эта тема в творчестве А. Ахматовой?
Как известно, юношеские стихи Ахматовой тесно связаны с акмеизмом. Если символисты считали поэта пророком, вещающим о тайнах бытия, ведущим «от реального к реальнейшему», то акмеистическое представление о поэте гораздо более приземлено. Поэзия — ремесло, поэт — мастер, знающий законы этого ремесла. Он не устремляется в заоблачные выси, а живет, как и другие люди, на земле, точно так же, как они, любит, страдает, ждет. Поэтому образ поэта в ахматовской лирике так конкретен и осязаем, воссоздан в бытовых, прозаических подробностях:
И кажется лицо бледней
От миловеющего шелка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.
...В этом сером, будничном платье
На стоптанных каблуках...
Поэт — обычный человек среди людей, но взгляд его на мир необычен. Поэтический взгляд на мир для Ахматовой — взгляд, соединяющий не связанные в обыденном сознании вещи:
Так бес грудь холодела,
Но шаги мои были легки,
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Ива на небе кустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стала
Вашей женой.
Примеры такого «сопряжения далековатых понятий» (А. С. Пушкин) можно множить до бесконечности. Главное здесь — создание нового мира, наполненного живыми, напряженными, причудливыми связями, не существующими нигде, кроме поэтического слова.
Так поэтическое слово у Ахматовой становится отдельной реальностью со своими законами. Возможно, именно поэтому у Ахматовой, как ни у кого из поэтов серебряного века, разветвленные и глубокие отношения с Музой:
А Муза в дырявом платке
Печально поет и уныло.
В жестокой и юной тоске
Ее чудотворная сила;
Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
А недописанную мной страницу,
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
«Муза-сестра» близка, человечна, сострадательна. Сострадательность ее проявляется прежде всего в том, что она освобождает от мук любви:
Слаб голос мной, но воля не слабеет.
Мне даже легче стало без любви.
Как над сердцем власть теряет!
Так неразделенная любовь становится источником поэтического творчества. Поэтическое творчество у Ахматовой — это прежде всего воплощение памяти: любовной, исторической, культурной.
Ведь только стихи оказываются у Ахматовой прибежищем любви, которой нет места в реальной жизни:
Лишь голос моей поет в твоих стихах,
В моих стихах твое дыханье веет...
Именно поэтому память любви — огонь, в котором поэт обречен «петь и гореть», при этом переживая смертную муку и оживая снова, «чтоб после, как Феникс из пепла, в эфире восстать голубом».
Умирая и воскресая, поэт остается прочно укорененным в культуре и истории. Он постоянно чувствует себя вместилищем в котором это начинает свою новую жизнь. Очень характерно, что Муза Ахматовой, при всем ее своеобразии, о котором говорилось выше, оказывается той, что «Данту диктовала страницы Ада», то есть не только своей, но и чужой. Об этом парадоксе поэтического творчества Ахматова высказалась в следующем четверостишии:
Не повторяй — душа твоя богата —
Того, что было сказано когда-то.
Но, может быть, поэзия сама —
Одна великолепная цитата.
Действительно, в ахматовских произведениях много цитат из произведений других поэтов (Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.) Но все-таки поэзия для Ахматовой — не комбинирование цитат, не «игра в бисер». Ведь за любой цитатой — переживание, часто мучительное, поэзия для Ахматовой — возвращение в самых мучительных его моментах. Судьба поэта — судьба Лотовой жены в одноименном стихотворении. Возвращая стремясь «посмотреть на красные башни родного Содома», которые в этот момент уже разрушены Божьим гневом, поэт жертвует жизнью. Он превращается в соляной столб и терпит муку этого превращения. Именно такое ощущение поэзии сделало необходимым появление такого произведения, как «Реквием».
Итак, поэтическое самоопределение у Ахматовой тесно связано с самоопределением нравственным. Нравственные устои ахматовской поэзии — сопереживание чужой боли, чувство сопричастности миру и совиновности за все его беды.
Прости что так много. Можно конечно сократить. Буду рад если ты поставишь мне лайк) Удачи!