4. Связь с другими видами искусства. Рассмотрите на обложке учебника репродукцию картины М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Как это
произведение изобразительного искусства связано с художественным миром
древнерусских житийных произведений? Что вам известно о сюжете этой кар-
тины?
Книга лаурета Государственной премии СССР Сергея Антонова состоит из двух повестей — «Овраги» и «Васька», рассказывающих о становлении активного характера комсомольца тридцатых годов. Действие первой повести происходит в деревне в годы коллективизации, второе — на строительстве Московского метрополитена. Одно из центральных действующих лиц — Митя Платонов — сын председателя колхоза, двадцатипятитысячника. В «Оврагах» он — свидетель начала строительства колхозов, а в «Ваське» — бригадир, комсорг шахты Московского метро.
Самодельный стишок свой Митя забыл на пороге конторы. На пороге конторы забыл он и про Чугуеву. Он еще не был достаточно подкован и не чуял, что полезно помнить, а что забывать. 4 В просторном зале конторы витал дух почтительного ожидания. Федор Ефимович Лобода, кругленький, лысый начальник шахты, помещался не за своим письменным столом, не в кресле, а на скользком венском стуле рядового служащего. Ампирное кресло было опростано для почетного гостя. Длинноногий, декорированный значком «Ворошиловский стрелок», председатель шахткома, которого все так и называли — Товарищ Шахтком, — журавлем вышагивал между столами и заучивал какие-то данные. Начальник заметно волновался. Волнение у него выражалось в беспрерывном говорении. Слушателем страдал заместитель по техчасти Бибиков, седой инженер в коротких брюках и апельсиновых носках. В дверях прогремел блок. Товарищ Шахтком принял положение «смирно». Лобода оборвал фразу на полуслове. И, когда появился не Первый Прораб, а Митя, все рассердились. — Ходят, ходят, — проворчал Лобода, — дверями гремят… На чем я остановился?.. Надо аккуратней ходить. Шуметь надо меньше. Фу ты, шут… С мысли сбил.
Произведение посвящено описанию жизненного пути великого представителя казахского народа Кунанбаева Абая, завоевавшего себе славу поэта и просветителя.
Родившись в богатой семье и имея задатки для повторения жизни своего алчного отца, Абай отличается от родственников своим увлечением книгами и народным творчеством, которые ему прививали с раннего детства нежно дюбящие бабушка и мама.
Его единственным другом становится выходец из простой бедной семьи Ербол, ставший для Абая верным товарищем на протяжении всей жизни. Он, как и герой, придерживается нетрадиционных взглядов на судьбу своего народа, видя творящиеся беззакония и жестокость патриархальных законов. С Ербола Абай познает первую настоящую любовь, однако девушка оказывается с другим казахом и поэту не удается испытать настоящее счастье с любимой женщиной.
Спустя время, Абай влюбляется в красивую казашку Айгирим, за счастье с которой ему приходится выплачивать огромный калым ее отцу.
С приходом взросления у Абая разворачивается серьезный конфликт с собственным отцом, являющимся жестоким феодалом на казнь неповинных бедняков. Абай с яростным остервенением оказывает любую людям, оказавшимся в бедственном положении, особенно во время джута, отдавая им заготовленное в их семье сено и скотину.
В это время у Абая завязывается дружба с одним из представителей бедняков, борющегося за их права, Даркембаем, характеризующимся решительной натурой, острым разумом и свободой слова. Общаясь с Даркембаем, Абай встречает на своем жизненном пути и бунтаря Базаралы, который представляет собой дерзкого, бесшабашного воина-одиночку, отличающегося отчаянной храбростью в борьбе с богачами, выдержавшего несколько лет на каторжных работах.
Абай решает посвятить свою жизнь судьбе казахского народа, изучая литературные труды различных просветителей, особенно увлекаясь творчеством русских поэтов и писателей. Пушкинское письмо Татьяны из великой поэмы Абай переводит на казахский язык и его произведение становится любимым среди казахов.
Все свое время герой проводит в размышлениях о причинах несправедливости бренного мира, пытаясь найти методы изменения положения своего народа. Его личная жизнь оказывается не из легких, поскольку ему предстоит потерять обоих своих сыновей. Но Абай находит в себе силы выстоять перед невзгодами и остаться в памяти казахских жителей в роли великого творца, философа, стоявшего у истоков казахской письменности, создающего прекрасные музыкальные произведения и беспрерывно защищающего свой народ, борющегося за отмену неравенство среди людей.
В истории казахского народа Абай всегда остается в памяти как народный борец с непререкаемым нравственным авторитетом, пытающимся изменить устаревшие патриархально-родовые традиции, верящего в счастливое будущее для своих земляков, воспитавшим немало последователей своих морально-этических взглядов.