Жан Вальжан - главный герой романа. За кражу хлеба для голодных детей своей сестры он попадает на каторгу и проводит там девятнадцать лет. Каторга породила в его душе ненависть к людям и обществу. От повторного ареста его епископ-праведник Мириэль, под его влиянием Жан перерождается и сам становится праведником. Прячась под чужим именем, он открывает фабрику, благодаря собственному изобретению становится богатым ,его избирают мэром города. Но вот его личность открывается, и его снова отправляют на каторгу. Сбежав оттуда, Жан возвращается в родной город и начинает опекать девочку Козетту - дочь работницы Фантины, умершей от туберкулеза. К судьбе Фантины Жан проникся сочувствием, еще когда был мэром. После смерти матери Козетта попала на воспитание в дом трактирщика Тенардье. Жан забирает ее оттуда, заменяет ей во всем отца, дает ей образование. Жану постоянно приходится скрываться то от преследования сыщика Жавера, то от банды уголовников, собирающихся завладеть его деньгами. Он намеревается даже покинуть Францию вместе с Козеттой, но случайно узнаёт, что она и адвокат Мариус Понмерси любят друг друга. Жан и сам давно питает к девушке далеко не отеческие нежные чувства, но приносит их в жертву во имя счастья своей воспитанницы. Жан адвоката Понмерси от смерти, когда тот оказывается вовлеченным в республиканское восстание, вует браку Мариуса и Козетты, отдав им все свои сбережения. Стремясь никому и никогда не делать в жизни вреда, Жан прощает и своего давнего противника и преследователя сыщика Жавера. Только перед смертью Жана Вальжана Мариусу удается раскрыть, кем подлинно был Вальжан и убедиться в чистоте и искренности его поступков. Жан Вальжан умирает на руках Мариуса и Козетты. Козетта Её настоящее имя Эфрази. Козетта была внебрачной дочерью простолюдинки Фантины и Феликса Толомьеса, ветреного человека из богатой семьи. Фантина скитается с ребенком на руках по миру в поисках пропитания и работы. Фантине удается уговорить трактирщиков Тернадье оставить у себя девочку, с условием, что она будет каждый месяц присылать деньги на ее содержание. Жадные супруги Тенардье были рады такой возможности подзаработать. И осталась жить у них маленькая Козетта. Они ненавидят бедного ребенка, используя её в качестве прислуги и требуют у Фантины всё больше и больше денег на её содержание. Козетта-сначала маленькая и очень пугливая девочка, много работающая, несправедливо наказанная почти постоянно, недокормленный ребенок, сильно исхудавший и болезненный на вид, испуганный и в грязных лохмотьях старой одежды. Это была бедная малютка, которой не было еще и шести лет, когда зимним утром, дрожа в дырявых обносках, с полными слез глазами, она подметала улицу, еле удерживая огромную метлу в маленьких посиневших ручонках. Ее прозвали "Жаворонком". Она вставала раньше всех в доме и все время работала. На вид она была похожа на маленькую старушку. Ее били, унижали, упрекали и ненавидели все в доме, где она жила. Несправедливость сделала ее угрюмой, нищета - некрасивой. От нее не осталось ничего, кроме прекрасных больших глаз, на которые больно было смотреть, потому что, будь они меньше, в них не могло бы уместиться столько печали. Но однажды девочка встречает Жана Вальжана. В трактире он весь вечер наблюдает за ребёнком, его от побоев, дарит дорогую куклу, а утром выкупает за полторы тысячи франков. Так Козетта встретила Жана Вальжана, который, исполняя обещание, данное умершей Фантине, забирает девочкуу Тенардье, чтобы заботиться о ней.
Безусловно, в повести Короленко "В дурном обществе" можно обнаружить автобиографические черты. В одной из своих кратких автобиографий сам Короленко писал, что городок Княжье-Вено "списан" с города Ровно, где Короленко учился с третьего класса реальной гимназии. Прообразом старого замка, где проживали городские нищие, послужил дворец князей Любомирских в Ровно. Во времена детства Короленко замок уже был заброшен и служил пристанищем для бездомных и бродяг. Кроме того, в образе судьи Короленко воспроизвел некоторые черты своего отца. Таким образом, можно считать, что в образе Васи автор видел самого себя в детские годы.
То, что писатель сочувствует героям повести, очень хорошо заметно. И в жизни Короленко всегда горячо сочувствовал бедным и обездоленным. Кроме писательства, он был видным общественным деятелем и много сделал для улучшения жизни бедняков в России.
За кражу хлеба для голодных детей своей сестры он
попадает на каторгу и проводит там девятнадцать лет.
Каторга породила в его душе ненависть к людям и обществу.
От повторного ареста его епископ-праведник Мириэль,
под его влиянием Жан перерождается и сам становится
праведником.
Прячась под чужим именем, он открывает фабрику,
благодаря собственному изобретению становится богатым
,его избирают мэром города.
Но вот его личность открывается, и его снова отправляют
на каторгу.
Сбежав оттуда, Жан возвращается в родной город и начинает
опекать девочку Козетту - дочь работницы Фантины,
умершей от туберкулеза.
К судьбе Фантины Жан проникся сочувствием, еще когда
был мэром. После смерти матери Козетта попала на
воспитание в дом трактирщика Тенардье.
Жан забирает ее оттуда, заменяет ей во всем отца,
дает ей образование.
Жану постоянно приходится скрываться то от
преследования сыщика Жавера, то от банды уголовников,
собирающихся завладеть его деньгами.
Он намеревается даже покинуть Францию вместе с Козеттой,
но случайно узнаёт, что она и адвокат Мариус Понмерси
любят друг друга.
Жан и сам давно питает к девушке далеко не отеческие
нежные чувства, но приносит их в жертву во имя счастья
своей воспитанницы.
Жан адвоката Понмерси от смерти, когда тот
оказывается вовлеченным в республиканское восстание,
вует браку Мариуса и Козетты,
отдав им все свои сбережения.
Стремясь никому и никогда не делать в жизни вреда,
Жан прощает и своего давнего противника и
преследователя сыщика Жавера.
Только перед смертью Жана Вальжана Мариусу удается
раскрыть, кем подлинно был Вальжан и убедиться
в чистоте и искренности его поступков.
Жан Вальжан умирает на руках Мариуса и Козетты.
Козетта
Её настоящее имя Эфрази. Козетта была внебрачной
дочерью простолюдинки Фантины и Феликса Толомьеса,
ветреного человека из богатой семьи.
Фантина скитается с ребенком на руках
по миру в поисках пропитания и работы.
Фантине удается уговорить трактирщиков Тернадье
оставить у себя девочку,
с условием, что она будет каждый месяц присылать
деньги на ее содержание.
Жадные супруги Тенардье были рады такой возможности
подзаработать. И осталась жить у них маленькая Козетта.
Они ненавидят бедного ребенка, используя её в качестве
прислуги и требуют у Фантины всё больше и больше денег
на её содержание.
Козетта-сначала маленькая и очень пугливая девочка,
много работающая, несправедливо наказанная почти
постоянно, недокормленный ребенок, сильно исхудавший
и болезненный на вид, испуганный и в грязных лохмотьях
старой одежды. Это была бедная малютка,
которой не было еще и шести лет, когда зимним утром,
дрожа в дырявых обносках, с полными слез глазами,
она подметала улицу, еле удерживая огромную метлу
в маленьких посиневших ручонках.
Ее прозвали "Жаворонком". Она вставала раньше всех
в доме и все время работала.
На вид она была похожа на маленькую старушку.
Ее били, унижали, упрекали и ненавидели все в доме,
где она жила.
Несправедливость сделала ее угрюмой, нищета - некрасивой.
От нее не осталось ничего, кроме прекрасных больших
глаз, на которые больно было смотреть, потому что,
будь они меньше, в них не могло бы
уместиться столько печали.
Но однажды девочка встречает Жана Вальжана.
В трактире он весь вечер наблюдает за ребёнком,
его от побоев, дарит дорогую куклу,
а утром выкупает за полторы тысячи франков.
Так Козетта встретила Жана Вальжана, который,
исполняя обещание, данное умершей Фантине,
забирает девочкуу Тенардье, чтобы заботиться о ней.
Безусловно, в повести Короленко "В дурном обществе" можно обнаружить автобиографические черты. В одной из своих кратких автобиографий сам Короленко писал, что городок Княжье-Вено "списан" с города Ровно, где Короленко учился с третьего класса реальной гимназии. Прообразом старого замка, где проживали городские нищие, послужил дворец князей Любомирских в Ровно. Во времена детства Короленко замок уже был заброшен и служил пристанищем для бездомных и бродяг. Кроме того, в образе судьи Короленко воспроизвел некоторые черты своего отца. Таким образом, можно считать, что в образе Васи автор видел самого себя в детские годы.
То, что писатель сочувствует героям повести, очень хорошо заметно. И в жизни Короленко всегда горячо сочувствовал бедным и обездоленным. Кроме писательства, он был видным общественным деятелем и много сделал для улучшения жизни бедняков в России.