Смысл названия романа «герой нашего времени» в образе главного героя лермонтов ярко показывает, каков он - герой их времени, и чем отличается он от героев предыдущих эпох, чацкого и онегина. это талантливый молодой человек, который по вине жестокого режима и непонимающего его общества не может в полной мере реализовать свои способности. у нет выбора, он вынужден подчиняться приказам. таким образом, лермонтов делает вывод: герой нашего времени - это представитель потерянного поколения, которого томит неинтересная жизнь, который не может оказаться нужным в этом мире. черты романтизма в романе публике сразу стало понятно, что это произедение принадлежит к течению романтизма. герой нашего времени содержит множество типично романтических черт: 1) например, автобиографизм печорина; многие его мысли - это мысли лермонтова, многие описанные в романе события происходили на самом деле. только внешность у героя другая - ее лермонтов списывал со столыпина, поскольку сам был некрасив, а столыпину завидовал. 2) большое внимание уделяется внутреннему миру героя: печорин ведет дневник, где отображаются все его чувства. 3) сама личность печорина содержит множество загадок. непонятно, откуда печорин с самого начала взялся и из-за чего потом умер. 4) герой яркий, он находится в постоянном конфликте с окружающими и стремится к свободе. лермонтов раскрывает образ печорина через второстепенных героев романа. путем романтического осмысления своего героя лермонтова старается описать свою эпоху и свое поколение. именно об этом и говорит само название романа. показано, что изначально печорин - это яркая и богатая натура, в нем заложено много хорошего. но такому человеку сложно выжить в реальном мире, и сверхчеловек постепенно превращается в лишнего человека, который не может реализовать свои задатки, оказавшись в трудной ситуации. образы романа «герой нашего времени» образ печорина является спором с образом онегина: это два разных героя разных эпох. в пушкинскую эпоху, когда жил онегин, у героя было гораздо больше возможностей для самосовершенствования и реализации, и в том, что онегин чувствует себя лишним и скучающим, виноват лишь он сам. с печорина же автор снимает вину за его неудачную жизнь, в ней виновато общество, поколение и весь свет: у печорина выбор невелик - либо служба, либо отставка. хотя в случае печорина и отставка невозможна - он штрафной, разжалованный из-за дуэли прапорщик 28 лет. именно этот факт и усугубляет юнкер грушницкий. в разговорах с девушками он не хочет признаваться, что еще слишком молод, что он юнкер, поэтому говорит всем, что он разжалован. таким образом, получается, что грушницкий хвастается тем фактом, который для печорина является стыдным и оскорбительным. грушницкий - это пародийный двойник печорина, следовательно, его необходимо уничтожить. это и происходит на их с печориным дуэли. здесь лермонтов опять позволяет себе отсылку к евгению онегину пушина, однако параллель неточная: грушницкий никогда не был другом печорина, а смерть его - вовсе не случайность, как это было с ленским, а закономерность. таким образом печорин сам творит свою судьбу, уничтожая помехи.
Чацкий, возвращается в Москву спустя три года, приезжает в поместье Фамусова, где встречает его дочь Софью, в которую влюблен ещё с детства, однако Софья влюблена в секретаря своего отца- Молчалина, недовольный ее выбором Чацкий всячески принижает избранника Софьи, Молчалин вообще был остр на язык, из-за чего рассерженная Софья пускает слух на балу, что Чацкий сумасшедший. Ни у кого из окружения Фамусова не возникает сомнений в правдивости этих слухов, потому что у Чацкого, по их мнению, неправильный взгляд на мир. Молчалин же, на протяжении всей комедии ухаживает за Лизой (служанкой Софьи), в конце его раскрывают и выгоняют со службы. Чацкий отверженный и оскорбленный слухами уезжает из Москвы.