5 класс
Контрольная работа
по теме « Писатели и поэты ХХ века
о Родине и природе».
Задание 1. Как И.А. Бунин в стихотворении «Помню – долгий зимний вечер…» описывает зимний вечер. Напишите своими словами.
Задание 2. В стихотворении «Помню – долгий зимний вечер…» три раза употребляется слово «шёпот». Напишите, чей шёпот в стихотворении мы слышим. Подчеркните метафоры.
Шёпот
Шёпот
Шёпот
Задание 3. Прочитайте стихотворение С. А. Клычкова «Лель цветами все поле украсил…». Обратите внимание на значение незнакомых слов. Впишите пропущенные буквы.
К _ _ _ _ Н -- мужская верхняя одежда с длинными полами.
Л _ _ Ь --мифологический образ юноши- пастуха, певца.
П _ _ _ А -- дорогая ткань с золотыми или серебряными нитями.
П _ _ _ _ О -- жердь, доска в изгороди.
Ц_ _ _ А -- старинный музыкальный инструмент, свирель.
Щ _ _ _ Л --птичка с пестрым опереньем.
Задание 4. Какими словами С.А. Есенин рисует вьюгу, ветер, снежинки в стихотворении «Разгулялась вьюга…»?
Вьюга
ели
ставни
снежинки
слезинки
ветер
снежинок стая
Задание 5. Как Д.Б. Кедрин в стихотворении «Аленушка» называет свою Родину? Впишите пропущенные слова.
Стойбище,
Вотчина,
Тихая --
Родина !
Задание 6. Выпишите цветовые эпитеты из стихотворения А.А.Прокофьева
«Аленушка».
Задание 7. Какие рифмы использует Н.М.Рубцов в стихотворении «Родная деревня»?
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Вид рифмы
Бывает,что пылкий мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
- Я тоже отсюда уеду!
Вид рифмы
Задание 8. Какие эпитеты использует Дон-Аминадо в стихотворении «Города и годы», рисуя города и их достопримечательности? Выпишите их.
Задание 9. Попробуйте сочинить небольшое стихотворение или продолжить предложение, которое начинается словами:
А Россия—это…
1)Илья Ильич выздоровел, живет на Выборгской стороне, о нем заботится Агафья Матвеевна.
2)Приехал Штольц, заставил Обломова написать доверенность на его имя и устроил его дела в Обломовке.
3)Тарантьев с Мухояровым строят интриги против Обломова.
4)Встреча Ольги со Штольцем. Женитьба. «Все найдено, нечего искать, некуда идти больше!»
5)Братец обманул Агафью Матвеевну и Обломова. Они еле сводят концы с концами.
6)Приезд Щтольца.
7)Штольц снова выручает Обломова.
)Счастливая семейная жизнь Ольги и Штольца.
9)Мир и тишина в доме на Выборской стороне. Некуда больше идти, нечего больше искать, идеал Обломова осуществился.
10)Смерть Обломова. Его сына взял на воспитание Штольц.
11)Обломовщина.
Объяснение:
Анапест
Объяснение:
В анапестах ударение падает на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… слоги и так далее.
В приведённом отрывке ударные слоги - 3-й, 6-й, 9-й, 12-й и 15-й.
Как здесь хОлодно вЕчером, в Этом безлЮдном садУ,
У квадрАтных сугрОбов так хОлодно здЕсь и бездОмно.
В дом, котОрого нЕт, по ступЕням прозрАчным взойдУ
И в незрИмую двЕрь постучУсь осторОжно и скрОмно.
Однако в реальности, как это часто бывает с анапестами, первый слог может иметь ударение, чего быть не должно и что может сбивать с толку (как это и случилось в данном примере). В первой строчке первое слово как произносится с ударением, и в третьей строчке слово дом тоже произносится с ударением, что мешает, как вы пишете, "не глядя понять размер." Это говорит лишь о том, что безупречные (с точки зрения канонов стихосложения) стихи написать непросто, и даже у признанных классиков встречаются и неточные рифмы, и не совсем идеальные стихотворные размеры.