5 класс . План самостоятельной работы учащегося 5 класса по русской литературе. 3 четверть.
Урок
Тема: Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
В цветущей Дании, где свет увидел я, берет мой мир свое начало.
Х. К. Андерсен
Цель для уч-ся: на этом уроке вы познакомитесь с творчеством великого писателя-сказочника, будете участвовать в обсуждении сказки «Снежная Королева».
Обсуждаем произведение и отвечаем на вопросы:
— Какие чувства, впечатления вызывает у вас имя Андерсена?
— Какие сказки Андерсена вы знаете?
— Как можно объяснить название сказки? Из скольких историй состоит сказка?
Сказка называется «Снежная королева», потому что главное событие, на котором строится сюжет, — это похищение Кая Снежной королевой. Сказка состоит из семи историй.
— Кто главные герои сказки? Чем была интересна их жизнь?
Главные герои сказки — девочка Герда и мальчик Кай. Они жили в соседних домах и любили друг друга, как брат и сестра. Они ходили друг к другу в гости по крыше и любили играть на скамейке под розами, которые росли в ящиках на водосточных желобах.
— Прочитайте слова, которыми начинается сказка. Похоже ли такое начало на зачин русских народных сказок?
Сказка начинается со слов: «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь». Такое начало не похоже на зачин русских народных сказок.
— Расскажите о жизни Кая и Герды. (эпизод первого появления Снежной королевы).
— Как осколок попал в сердце Кая?
— С чего началось путешествие Герды? Что вы можете рассказать о цветнике женщины, умевшей колдовать? Почему Герда забыла обо всем и как ей удалось вспомнить о Кае? Как она встретилась с принцем и принцессой? Чем они Герде?
— Маленькая разбойница — отрицательный персонаж. Почему же автор изображает Маленькую разбойницу так, что мы относимся к ней с сочувствием?
Жизнь Маленькой разбойницы была невеселой, без ласки и доброты. Разбойница была избалованна, своевольна. Она держала в клетках животных и птиц, мучила их. Мать ее или грабила, или пила из своей бутылки и после этого храпела. Но все-таки у Маленькой разбойницы было доброе сердце, ей тоже хотелось любви и душевного тепла, и она отпустила Герду и оленя в Лапландию.
— Персонажей каких русских сказок напоминают нам лапландка и финка?
Лапландка и финка из сказки Андерсена напоминают нам, как в русской сказке Баба-яга и ее сестры Марьюшке найти ее Финиста — ясна сокола.
— Кого из героев сказки Андерсена мы можем назвать волшебными Герды? Как об этом сказала финка?
Герде цветы, ворон и ворона, Маленькая разбойница, лесные голуби и северный олень. Финка так сказала северному оленю:
«— Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Но она не должна от нас узнать о своей силе, что живет в ее сердце; ее сила в том, что она невинный милый ребенок».
— Что Герде и Каю в чертогах Снежной королевы? Кто встретился им на обратном пути?
Герде в чертогах Снежной королевы вера в Бога, молитва, верность своей любви, мужество, верность. Ее горячие слезы растопили ледяное сердце Кая, он ожил и вспомнил Герду. Каю льдинки: они затанцевали и потом сами сложились в слово «вечность».
На обратном пути Герде и Каю олень, лапландка и финка. Они встретили Маленькую разбойницу и от нее узнали, что стало с принцем, принцессой, вороном и вороной.
— Как вы понимаете концовку сказки?
Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут и природа, и люди, и человек обязательно достигнет своей цели.
Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как неизбежно кончится зима. Наступит весна, человек вернется в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребенок.
Приключения Герды — это плод фантазии автора.
Девочка отправляется искать названого брата Кая. Она преодолевает все трудности: находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идет без башмачков по земле, с ворона проникает во дворец. Потом она сумела смягчить сердце Маленькой разбойницы, добраться до Лапландии, с молитвы побороть стражей ледяного дворца и согреть сердце Кая, растопить в нем лед.
Домашнее задание: заполните таблицу.
Укажите признаки народной и литературной сказок в произведении Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
Признаки сказок: Комментарий, вывод:
Народной Литературной
В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: «Ветер-сеятель принес два семечка.. . Оба семечка легли в одну ямку.. . С тех пор.. . ель и сосна вместе растут.. . Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет.. . Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья.. . стонали и выли на все Блудово болото» .
И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца» . Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей — ветер — прилетает мучить этих несчастных.
Объяснение:
В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: «Ветер-сеятель принес два семечка.. . Оба семечка легли в одну ямку.. . С тех пор.. . ель и сосна вместе растут.. . Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет.. . Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья.. . стонали и выли на все Блудово болото» .
И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца» . Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей — ветер — прилетает мучить этих несчастных.
Объяснение: