5 класс. Родная (русская) литература. Донская казачья сказка «Танюша и мачеха» Цели: 1. Обучать выразительному чтению, пересказу текста; знать особенности донского фольклора, находить сходство и различие с фольклором русского народа. 2. Воспитывать у учеников художественную наблюдательность, чувство доброты, сопереживания, любовь к родному краю. 3.Развивать творческое и репродуктивное воображение, стремление к общению с книгой. Наглядность: рисунки уч-ся Ход урока. Слайд 1. 1. Вступительное слово учителя: Сегодня я приглашаю вас в небольшое путешествие в казачий мир. Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, (Слайд 2) земля мужественных и в то же время очень добрых людей. Об обычаях, привычках, жизненном укладе донских казаков мы узнаем из разных источников. (Слайд 3) - Послушайте один отрывок и скажите, что за текст я вам предложила: «Жили-были в одной донской станице казак Агафон и казачок Федор. У Агафона и в будни всё со стола валится, от хлеба ломятся закрома, лошадей столько, что не помещается во дворе. А у Федора и в праздник не всегда найдется краюшка хлеба, ни амбаров, ни закромов не бывало, а лошадей - в одном кармане блоха на аркане, а в другом - черный таракан на цепи. Так-то вот они и жили-поживали». - Что это такое вы услышали? (сказка «Бочонок и бочка») Слайд 4. -Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, записанной на Дону в наше время. Называется она «Танюша и мачеха». Слайд 5.Давным-давно, почти 500 лет назад, донская земля стала приютом и второй родиной многим бедным и обездоленным людям. Они бежали сюда от крепостной неволи и становились казаками. Здесь селились люди разных национальностей, но больше всего было русских людей. Они приносили с собой русские привычки и обычаи, свой уклад жизни, свои песни и сказки. Но на Дону были другие условия жизни, была другая природа. Поэтому со временем они и песни стали петь по-новому, и сказки сказывать по-иному. За несколько столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно изменились
Главной целью Л.Н.Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых (“Детство”), затем мир значительно расширяется (“Отрочество”). В повести “Юность” тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй — умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей — папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всегда одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно невозможным. Между повестями существует логическая связь, оправданная прежде всего логикой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле.
ПОСМОТРИ МОЖЕТ ТО
Именно четвёртый сон в романе Чернышевского "Что делать?" самый важный - там описывается утопическая модель устройства общества будущего.