5. КОМПОЗИЦИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
НЕОБХОДИМО:
- определить ведущее переживанне, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой,
внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный
"рисунок").
А.А. БЛОК "О, ВЕСНА БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ..."
После окончания ссылки в 1826 году Александр Сергеевич направился на личную встречу с царем Николаем I, где Николай пообещал быть единственным его цензором, а поэт согласился быть более сдержанным в отношении к власти в своих произведениях. Именно после возвращения из ссылки у Пушкина просыпается интерес к личности Петра I, к его реформам. В 1829 году была опубликована поэма «Полтава», которая очень понравилась его друзьям (Дельвигу, Жуковскому, Вяземскому), но не произвела впечатления на критиков и общество.В 1827-1828 годах за стихотворение «Андрей Шенье» и поэму «Гавриилиада» за Пушкиным был закреплен неофициальный полицейский контроль.В 1828 году поэт знакомится с Натальей Гончаровой, которой на тот момент было 16 лет. Он влюбляется в нее и уже в следующем году просит ее руки, однако мать девушки не дала согласия. Неизвестно, что стало причиной отказа – молодость девушки или слишком свободолюбивые взгляды поэта.
В 1830 году поэт все-таки женится на Гончаровой. Перед свадьбой он отправляется в Болдино и задерживается там на три месяца из-за карантина. Этот период в его творчестве принято называть Болдинской осенью. В этот период были написаны «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», некоторые главы из «Евгения Онегина» и многое другое
Федор Абрамов красочно рисует дела и судьбы людей русской деревни во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Тема коллективизации, уничтожения крестьянства — основы русской духовной культуры — звучит у писателя в большинстве его произведений. Особенно близок Абрамову Русский Север — родина писателя. Там он начал свою трудовую судьбу, которая вобрала трагедийный опыт деревенского подростка, испытавшего беды коллективизации и полуголодного существования 1930-х годов, ранний опыт безотцовщины и братской взаимо опыт ополченца-фронтовика, а затем — опыт человека, воочию, на своих земляках, на семье брата, столкнувшегося с послевоенным лихолетьем, с бесправным положением крестьянина, лишенного даже паспорта, почти ничего не получающего на трудодни и платившего налог за то, чего у него не было. Поэтому Абрамов пришел в литературу с огромным жизненным опытом, с убеждениями заступника народного. В первом романе “Братья и сестры” мощно зазвучала живая многоголосая народная речь, усвоенная писателем с детства и всегда питавшая его книги. Романы “Братья и сестры”, “Две зимы и три лета”, “Пути-перепутья” и “Дом” составляют тетралогию “Братья и сестры”. Объединенные общими героями и местом действия (северное село Пе-кашино), эти книги повествуют о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства начиная с военного 1942 года. За это время состарилось одно поколение, возмужало второе и подросло третье. И сам автор обретал мудрость со своими героями, ставил все более сложные проблемы, вдумывался и вглядывался в судьбы страны, России и человека. В пору работы над романами создавались и лучшие повести и рассказы писателя: “Деревянные кони”, “Пелагея”, “Алька”, “Поездка в Старухи”, “О чем плачут лошади”.