5. Описание природы в тексте. Сравните пейзаж, который наблюдают мальчики по пути, и описание омута. Как автору удаётся создать тревожное настроение? Предположите, для чего в повествование вводится рассказ о фантастическом осьминоге.
6. Какое испытание подготовила судьба для Яшки, уверенного в себе деревенского мальчишки, умеющего плавать, знающего все тонкости рыбной ловли? Проанализируйте, какие чувства владеют им, когда он понимает, что Володя тонет. Почему, «не пробежав и десяти шагов, остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя»?
- В начале рассказа мы слышим “неумолкаемый гул моря”, будто нет войны, всё тихо и спокойно, и только иногда эту тишину нарушают звуки выстрелов, настроение из спокойного переходит в тревожное, радость отступает, уступая место страху и ожиданию неизведанного. Грустно и немного страшно.
- В конце рассказа автор описывает вечер, умело прорисовывая пейзаж заката солнца. Мы уже не слышим спокойный шум моря, потому что “по воде разносятся звуки какого-то старинного вальса”, и в эти звуки вмешиваются “звуки выстрелов с бастионов”, заглушая красоту звучащего вальса. Грустно и немного страшно.