началом самостоятельной творческой работы валентин григорьевич распутин (род. 1937 г.) считал повесть «деньги для марии», которую он написал, будучи уже членом союза писателей . в 1968 году повесть вышла отдельным изданием. сюжет повести прост: у продавщицы деревенского магазина марии обнаружена недостача в тысячу рублей. чтобы спасти жену от тюрьмы, ее муж кузьма отправляется по родственникам и знакомым в поисках денег. встречи с разными людьми, размышления кузьмы о жизни — составляют основу книги.
широкую популярность распутину принесла повесть «последний срок», опубликованная в 1970 г. в журнале «наш современник». писатель рассказал о последних днях старухи анны, в дом которой съехались ее дети. в советской о смерти простых людей было не принято писать, воспевалась обычно героическая смерть во имя партии и родины. распутин в своей книге, отталкиваясь от конкретного эпизода, размышляет о смерти, о переходе души человека в мир иной. автор поднимает в повести основные вопросы бытия: о смысле жизни на земле, о взаимоотношениях детей и родителей, о разрыве со своими корнями и, как следствие, утрате нравственности.
событием в стала повесть «живи и помни», которая появилась в печати в 1974 г. («наш современник»). тема книги: искупление греха предательства ни в чем не повинной души. действие повести разворачивается вокруг дезертирства андрея гуськова из армии в последние месяцы великой отечественной войны. распутин в одной из бесед говорил: «мне интересны женские характеры. я знаю, как ведет себя женщина, что у нее на уме, как она поступит в этот или следующий момент. так вот, «живи и помни» написано о женщинах». истинной героиней повести является жена гуськова настена. она не может пережить предательства своего мужа и вынуждена покончить жизнь самоубийством. бросившись в ангару, женщина убивает и будущего ребенка. в повести выражена идея ответственности за близкого человека.
образом настены автор подчеркивает, что нельзя оттолкнуть человека, надо уметь ему сострадать. повесть «живи и помни» была встречена неоднозначно: с одной стороны, восторженная критика, с другой, запрет в воинских частях подписки на журнал «наш современник», так как именно в нем было напечатано произведение, воспевающее дезертирство.
через два года распутин вновь потряс читателей, на этот раз это была повесть «прощание с матерой» («наш современник», 1976). в основу сюжета легли реальные события: в годы строительства братской гэс родная деревня писателя аталинка была затоплена. матера — это остров и название деревни, которая подлежит затоплению. старики пытаются отстоять деревню, их волнует судьба деревенского кладбища. повесть «прощание с матерой» — размышления писателя о судьбе деревни. остров матера для распутина — это модель крестьянского мира с его патриархальным укладом жизни, со своими нравственными законами. писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое
совершение.
распутин считается по праву одним из лучших представителей деревенской прозы. последним крупным произведением писателя стала философско-публицистическая повесть «» (1985). пожар в небольшом поселке сосновка явился своеобразным наказанием людям, погрязшим в наживе, пьянстве, беспамятстве.
в последние годы писатель чаще обращается к публицистике. среди его последних работ стоит отметить рассказ «нежданно- негаданно» (1997), повести «изба» и «дочь ивана, мать ивана». распутин, подводя некоторый итог творчества, как-то сказал, что он понял, какое ему бог дал богатство — народный язык. с ним прямая дорога была в «деревенскую» , помимо нее как писатель он едва бы состоялся.
"Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом".Эти слова в можно отнести к Алексею Иванову - герою рассказа "Возвращение". Рассказ повествует не о радости победы, а о том, какие "раны" нанесены семье и душе человека войной. Сюжет рассказа - возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько "возвращение к себе", утраченному четыре года назад. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне. Доказательством этому служит встреча Иванова с "Машей - дочерью пространщика", волосы которой "пахнут, как осенние павшие листья в лесу".Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, а "выходит вслед за Машей из вагона". Впервые упоминание о семье героя возникает уже после его встречи с Машей. В противовес своему мужу, желавшему "погулять еще немного на воле", жена Иванова "три дня подряд ходила ко всем поездам, прибывающем с запада"… Совершенно ясно, что для Любови Васильевны и ее мужа время ожидания встречи движется и ощущается по-разному. Вернувшись, отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке больше других, потому что война превратила его в "мужичка": "отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста", "лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам","Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка".И по отношению к Петрушке (законченному человеческому характеру) он испытывает не отцовские чувства, а некое подобие неловкости за привычку мальчика руководить домашними, за его "мужской" характер и даже за его командирский голос (огонь в печи и тот слушается его). Отец не понимает, что именно парнишка сохранил для него семью, заботился о матери и сестре. ответ на неуместный в устах отца вопрос: "Как вы тут без меня жили? ", - содержится и в характере сына, и в поведении Насти, когда вся семья собралась за столом. Главная мысль рассказа раскрывается в словах Петрушки: "У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие… ". Оторванный от дома Иванов присваивает себе исключительное право судить своих близких, совсем не думая о том, что пришлось пережить его семье без него. Но все-таки Иванов не совсем глух к чувствам членов своей семьи. Впервые в рассказе его совесть дает о себе знать, когда Петрушка рассказывает историю об Анюте и Харитоне, так сильно напоминающую историю капитана гвардии и его жены. Возможно, Иванов узнает в Харитоне себя, изменявшего жене, обманывавшего ее, но требующего от нее верности. Петрушка и его отец находятся в состоянии "нравственного спора",потому что, как оказывается, дело сына - сохранить семью, а отца - лишь оценить, как его ждали дома. Заканчивается рассказ значимым эпизодом - отец решает из гордости порвать с семьей. Когда он видит бегущих за поездом детей, ему становится неловко: "Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они оба упали, поднялись и опять побежали вперед<…>.И тут же они снова упали на землю",и вдруг Иванов "сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием".Мотивы прозрения, "возвращения" к себе - главные в платоновском рассказе.
ответ:
началом самостоятельной творческой работы валентин григорьевич распутин (род. 1937 г.) считал повесть «деньги для марии», которую он написал, будучи уже членом союза писателей . в 1968 году повесть вышла отдельным изданием. сюжет повести прост: у продавщицы деревенского магазина марии обнаружена недостача в тысячу рублей. чтобы спасти жену от тюрьмы, ее муж кузьма отправляется по родственникам и знакомым в поисках денег. встречи с разными людьми, размышления кузьмы о жизни — составляют основу книги.
широкую популярность распутину принесла повесть «последний срок», опубликованная в 1970 г. в журнале «наш современник». писатель рассказал о последних днях старухи анны, в дом которой съехались ее дети. в советской о смерти простых людей было не принято писать, воспевалась обычно героическая смерть во имя партии и родины. распутин в своей книге, отталкиваясь от конкретного эпизода, размышляет о смерти, о переходе души человека в мир иной. автор поднимает в повести основные вопросы бытия: о смысле жизни на земле, о взаимоотношениях детей и родителей, о разрыве со своими корнями и, как следствие, утрате нравственности.
событием в стала повесть «живи и помни», которая появилась в печати в 1974 г. («наш современник»). тема книги: искупление греха предательства ни в чем не повинной души. действие повести разворачивается вокруг дезертирства андрея гуськова из армии в последние месяцы великой отечественной войны. распутин в одной из бесед говорил: «мне интересны женские характеры. я знаю, как ведет себя женщина, что у нее на уме, как она поступит в этот или следующий момент. так вот, «живи и помни» написано о женщинах». истинной героиней повести является жена гуськова настена. она не может пережить предательства своего мужа и вынуждена покончить жизнь самоубийством. бросившись в ангару, женщина убивает и будущего ребенка. в повести выражена идея ответственности за близкого человека.
образом настены автор подчеркивает, что нельзя оттолкнуть человека, надо уметь ему сострадать. повесть «живи и помни» была встречена неоднозначно: с одной стороны, восторженная критика, с другой, запрет в воинских частях подписки на журнал «наш современник», так как именно в нем было напечатано произведение, воспевающее дезертирство.
через два года распутин вновь потряс читателей, на этот раз это была повесть «прощание с матерой» («наш современник», 1976). в основу сюжета легли реальные события: в годы строительства братской гэс родная деревня писателя аталинка была затоплена. матера — это остров и название деревни, которая подлежит затоплению. старики пытаются отстоять деревню, их волнует судьба деревенского кладбища. повесть «прощание с матерой» — размышления писателя о судьбе деревни. остров матера для распутина — это модель крестьянского мира с его патриархальным укладом жизни, со своими нравственными законами. писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое
совершение.
распутин считается по праву одним из лучших представителей деревенской прозы. последним крупным произведением писателя стала философско-публицистическая повесть «» (1985). пожар в небольшом поселке сосновка явился своеобразным наказанием людям, погрязшим в наживе, пьянстве, беспамятстве.
в последние годы писатель чаще обращается к публицистике. среди его последних работ стоит отметить рассказ «нежданно- негаданно» (1997), повести «изба» и «дочь ивана, мать ивана». распутин, подводя некоторый итог творчества, как-то сказал, что он понял, какое ему бог дал богатство — народный язык. с ним прямая дорога была в «деревенскую» , помимо нее как писатель он едва бы состоялся.