5. Прочитай ещё раз сказку. Выбери пословицу, которая подходи Определи тему пословиц. Приведи примеры, когда можно при
в речи для выразительности и красоты слова.
Казахские народные пословицы
Человек без цели, что птица без крыльев.
В единстве народа его свобода.
Все земли хороши, а своя - лучше всех.
Русские народные пословицы: золото добывают из земли, а знания- из книг. делал наспех-и сделано на смех. скорость нужна, а поспешность вредна
Андрий - полная противоположность брату. Гоголь показал различия не только человеческие, но и исторические. Остап и Андрий почти ровесники, но это типы, принадлежащие разным историческим временам. Остап из героической и примитивной эпохи, Андрий внутренне близок более позднему времени развитой и утонченной культуры и цивилизации, когда политика и торговля занимают место войны и разбоя. Андрий мягче, утонченнее, гибче брата. Он наделен большой чуткостью к чужому, "иному", большей чувствительностью. У Андрия Гоголем отмечены зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. Нельзя, однако, назвать его более слабым. Ему свойственна отвага в бою и гораздо более важное качество — смелость сделать самостоятельный выбор. В стан врага его приводит страсть, но за этим стоит большее. Андрий хочет воевать теперь за свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по традиции.
Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, другой — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим.
Евгений Базаров - главный герой романа И. С. Тургенева " Отцы и дети. "Базаров — «новый человек», отрицатель всего - "нигилист ", Его цель - разрушить старое, а потом создавать новое, нужное людям. Базаров живет на собственные средства, дает сам себе образование, вызывает интерес к себе людей "простого" звания, но обращается порой с ними небрежно, хотя с Фенечкой, матерью ребенка Николая Петровича Кирсанова, легко находит общий язык , да и мальчишки бегают за ним " как собачонки." Демократизм его и в портрете, и в манерах, и в образе жизни, и во взглядах.Лицо, «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Голос его ленив, но мужественен, а ходит он твердо и смело,Одевается он просто и, в отличие Одежду называет " одежонкой", по его мнению, она должна быть практичной. Руки трудовые , рабочие. В речи демонстрирует знание фольклора, так и сыпет пословицами и поговорками : «Взялся за гуж — не говори, что не дюж»; «Шила в мешке не утаишь»; «бабушка ещё надвое сказала»; «днём с огнём не сыскать» ... При этом он дает точные характеристики своим собеседникам :Павел Петрович Кирсанов — «архаическое явление», «уездный аристократ»,«идиот»; Николай Петрович—«божья коровка», «добрый малый», но «человек отставной, его песенка спета»; Аркадий -" нежная душа, размазня..."Базаров - деловой человек, он четко, афористично формулирует взгляды : «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»... Базаров постоянно трудится, совершенствует себя в профессии : то ищет лягушек для опытов, то разглядывает что-то под микроскопом, то собирает растения для гербария. Работает он и в гостях у Аркадия, и дома, у родителей. Его увлекают естественные науки. При этом Базаров, как и многие разночинцы, занимается общественной деятельностью, которую считает полезной. А полезным является отрицание существующей действительности и взглядов "отцов" на искусство, литературу, крепостное право, аристократию. Он прямолинеен, честен. Критик Д.И. Писарев считает Базарова революционером.
Евгений Базаров любит спорить с "аристократами" по рождению и приводит весомые аргументы, отражающие свое отношение к ним. Споры с Павлом Кирсановым тому доказательство. Ему не нравится его безделье, отношение к простому человеку. Павел Петрович же понимает, что Базаров - циник и его не уважает.Базаров - атеист, материалист. Он даже перед смертью не желает исповеди и прощения .Он - волевой, умный, искренний человек. С любовью к Одинцовой он "справляется", в истории с дуэлью ведет себя порядочно. Он не жалуется на страшную боль перед смертью и мужественно принимает ее. Странным ему кажется увлечение искусством , биографию Пушкина он совсем не знает. Он считает эмоции , чувства равными всем явлениям природы, а также полагает, что дружба, привязанность - это ощущения. Сие - грубый материализм. Тургенев субъективно относился к познаниям разночинской молодежи.В жизни ни Добролюбов, ни Чернышевский ( революционеры - демократы) такими не были.
Описания жизни героя Тургенев не дает. Сатирически изображает его сторонников : Ситникова и Кукшину. Да и приятелю, увлекшемуся его идеями Аркадию, как покажет время, с ним не по пути. Он - одинок. Время таких героев еще не пришло. Не может быть мира между " отцами" и "детьми", и конфликт между ними - не возрастной, а идейный.