5.Прочитай отрывки из биографии Абая Кунанбаева и Курмангазы. Выполни задание. Абай Кунанбаев – великий казахский Курмангазы — великий народный
поэт. Любовь к поэзни, народным сказкам композитор, автор замечательных
и песням воспитали в нем мама Улжан Н произведений для домбры. В народе его
добрая, мудрая бабушка Зере.
называют «отцом кюев».
Абаю исполнилось тринадцать лет. Курмангазы родился в Уральской
Детские игры и забавы больше не манили области. С ранних лет он играл на домбре.
его, он нашёл себе новых друзей -
Первым его наставником был кюйши
бабушку Зере и мать Улжан.
Узак. Курмангазы разучивал на домбре
Только теперь Абай сумел оценить, произведения знаменитых кюйшин. Это и
какой чудесной рассказчищей была Зере. определило его дальнейшую судьбу. Он
Она говорила увлекательно,
становится профессиональным
захватывающе, целиком овладевая
домбристом. В настоящее время
вниманием слушателя. Абай очень любил опубликовано более 60 кюев.
свою родину. В творениях Абая явно Курмангазы страстно
любил свою родину.
прослеживается мечта поэта увидеть свой Его произведение «Сары арка», что в
народ просвещенной, развитой и
переводе означает «Золотая степь»,
независимой нацией.
завоевало необычайную популярность во
всём мире.
1 Какой талант каждого из них, навеки оставил след в истории?
Подчеркни в текстах предложения зелёной пастой.
(10)
2 Найди и подчеркни синей пастой предложение в каждом тексте показывающее сходство Абая и
Курмангазы.
(16)
Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.
Рассказ Чехова "Хамелеон" начинается с завязки, которая предельно проста: обычный житейский случай — борзой щенок укусил за палец "золотых дел мастера Хрюкина" — дает начало развитию действия. Главное в этом рассказе — диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сведено к минимуму. Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель — "в новой шинели", пострадавший — "человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке", виновник скандала — "белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине").
В рассказе "Хамелеон" нет ничего случайного. Каждое слово, каждая подробность необходимы для более точного описания и выражения мысли автора. В этом произведении такими деталями являются, например, шинель полицейского надзирателя Очумелова, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего Хрюкина. Художественная деталь дает возможность наглядно представить того же Очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь на протяжении рассказа несколько раз, то запахивается в нее. Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств. Голос из толпы сообщает, что собака, "кажись", генеральская, и Очумелова бросает то в жар, то в холод от такой новости: " Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко!"; "Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... что-то ветром подуло..."
Деталь, в том числе и повторяющуюся, используют многие художники, однако у Чехова она встречается чаще, чем у кого-либо. Одной такой деталью в рассказе Чехов раскрывает сущность характера Очумелова: полицейский надзиратель — "хамелеон", воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться, "менять свою окраску" в зависимости от обстоятельств. "Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого -так не оставляй... А собаку истребить надо...". А через несколько минут ситуация изменилась, и Очумелов уже кричит: "Собака — нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!"
Мастерство Чехова в том и заключается, что он умел отобрать материал, насытить небольшое произведение большим содержанием, выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета. Точная и емкая художественная деталь, созданная творческим воображением автора, направляет воображение читателя. Чехов придавал детали большое значение, считал, что она "возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя", который о многом должен догадываться сам.