(5) Рассмотрите иллюстрацию И. Л. Бруни на форза- це 1. Найдите строки из текста поэмы, которые точно передают содержание картины. Каким изо- бражён Тёркин? Почему именно таким?
)сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств; 2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. употребление присущих этому стилю клише; 3) широкое использование терминологии, наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур; 4) частое употребление отглагольных существительных, отымённых предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что и а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; по той причине, что …; с тем условием, что …; таким образом, что …; то обстоятельство, что …; тот факт, что … и т. п.); 5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением; 6) прямой порядок слов в предложении как принцип его конструирования; 7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим; 8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств, устоявшихся выражений; 9) слабая индивидуализация стиля.
Много. один из них — сообщить краткие биографические сведения, не останавливаясь подробно на сложном и противоречивом пути писателя. детство николая семеновича лескова (1831—1895) прошло, как постоянно подчеркивал писатель, «…в самом народе», в мелкопоместном именьице панино на орловщине. к впечатлениям детства добавляется опыт гимназических лет в орле, а также незабываемые киевские годы. но самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по россии, сопровождая партии крестьян-переселенцев. поэтому лесков хорошо знал народ. впечатления этих лет и составили уникальную кладовую памяти. когда возникло желание поделиться этими впечатлениями, н. с. лесков уезжает в москву (1861), а затем перебирается в петербург, где и прошла вся его тридцатипятилетняя служба на посту. в будущий писатель приходит уже тридцатилетним человеком, имея за плечами богатейший жизненный путь. «он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженный не книжным, а подлинным знанием жизни» (м. горький). вся предыдущая жизнь подготовила его к труду и выполнению той , которая выпала ему как художнику. по силе таланта его можно поставить рядом с и. с. тургеневым, ф. м. достоевским, л. н. толстым, м. е. салтыковым-щедриным, а. п. чеховым. он создал такие шедевры, как «очарованный странник», «запечатленный ангел», «тупейный художник» и многие другие. «сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества» (ю. нагибин). учащимся интересно будет узнать об , которая сопровождала «левшу» по выходе повести из печати. дело в том, что лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: «я записал эту легенду в сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на сестру-реку еще в царствование императора александра первого. рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, чествовал государя николая павловича, жил „по старой вере“, читал божественные книги и разводил канареек. люди к нему относились с почтением». но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ с о ч и н и л в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо м н о ю в ы д у м а н н о е ». к вопросу о выдуманности левши лесков будет возвращаться неоднократно, а в прижизненном собрании сочинений уберет «предисловие» окончательно. вся эта выдуманная была нужна лескову для создания иллюзии непричастности автора к содержанию сказа. программа vi класса отводит на изучение «левши» четыре урока. мы попытаемся наметить общую схему распределения часов: