5. Якія творы мастацкай літаратуры (паэтычныя ці пра- заічныя) бліжэй да твораў музыкі, а якія — да твораў жывапісу? Паспрабуйце паказаць гэта на канкрэтных прыкладах.
Замысел романа "Дубровский" возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.
Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, "который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других", становится основой романа "Дубровский".
Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: "21 октября 1832 года". Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.
Основой романа "Дубровский" является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа:
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в Важную роль играет в романе конфликт.
"Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в "Дубровском" как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…"1
Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.
Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.
Петербуржский Цирюльник Иван Яковлевич ,пьяница и неряха,за завтраком обнаружил в свежем хлебе нос майора Ковалёва,своего клиента.Страшная находка не обрадовала выпивоху и он спешит от неё избавиться.Завернув нос в платок,он спешит выкинуть его в Неву,около Исакиевского моста он наконец незаметно кидает его в воду,но его арестовывает квартальный надзиратель,наблюдавший за происходящим с другой стороны реки.
Платон Кузьмич Ковалев - коллежский асессор,приехал в Петербург для получения вице-губернаторского места и обязательной женитьбы на очень богатой невесте,не важно какой именно.Трептное отношение к внешность затмевают все остальные положительные качества майора,которых попусту нет.
Проснувшись утром,Ковалёв спешит к зеркалу,лицезреть "своё неотразимое я" и однажды обнаружил вместо носа-пустое место.Ковалёв мчится в участок,но по дороге встречает господина в ранге статского советника,и с изумлением узнаёт в нём свой нос.Следуя на носом,Ковалёв попадает в Казанский собор,где его волнуют прихожанки и он теряет след своего носа,который отказался вернуться "на место".
Ковалёв пытается дать объявление о пропаже носа в газету,но та "печётся о свой репутации" и не печатает всякий бред .Частный пристав отказывает в розыске Ковалёву,так как "у порядочных людей носы не пропадают".Все насильно будущие тёщи тоже оказываются непричастными к пропаже.
Неожиданно нос приносит надзиратель с моста,но все попытки "приладить нос на место" тщетны.В итоге,нос неизвестным образом оказывается на месте и Ковалёва бреют с особой осторожностью.
О романе А.С.Пушкина "Дубровский"
Замысел романа "Дубровский" возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.
Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, "который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других", становится основой романа "Дубровский".
Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: "21 октября 1832 года". Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.
Основой романа "Дубровский" является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа:
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в Важную роль играет в романе конфликт.
"Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в "Дубровском" как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…"1
Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.
Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.
Петербуржский Цирюльник Иван Яковлевич ,пьяница и неряха,за завтраком обнаружил в свежем хлебе нос майора Ковалёва,своего клиента.Страшная находка не обрадовала выпивоху и он спешит от неё избавиться.Завернув нос в платок,он спешит выкинуть его в Неву,около Исакиевского моста он наконец незаметно кидает его в воду,но его арестовывает квартальный надзиратель,наблюдавший за происходящим с другой стороны реки.
Платон Кузьмич Ковалев - коллежский асессор,приехал в Петербург для получения вице-губернаторского места и обязательной женитьбы на очень богатой невесте,не важно какой именно.Трептное отношение к внешность затмевают все остальные положительные качества майора,которых попусту нет.
Проснувшись утром,Ковалёв спешит к зеркалу,лицезреть "своё неотразимое я" и однажды обнаружил вместо носа-пустое место.Ковалёв мчится в участок,но по дороге встречает господина в ранге статского советника,и с изумлением узнаёт в нём свой нос.Следуя на носом,Ковалёв попадает в Казанский собор,где его волнуют прихожанки и он теряет след своего носа,который отказался вернуться "на место".
Ковалёв пытается дать объявление о пропаже носа в газету,но та "печётся о свой репутации" и не печатает всякий бред .Частный пристав отказывает в розыске Ковалёву,так как "у порядочных людей носы не пропадают".Все насильно будущие тёщи тоже оказываются непричастными к пропаже.
Неожиданно нос приносит надзиратель с моста,но все попытки "приладить нос на место" тщетны.В итоге,нос неизвестным образом оказывается на месте и Ковалёва бреют с особой осторожностью.