рассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа "ионыч", дмитрия ионыча старцева. можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора старцева, в раскрытии содержания которых чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.
на первом этапе дмитрий старцев -- молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в дялиже, недалеко от губернского города с. это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. он полон сил, энергии (" пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости"), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. его интересуют , искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. доктор старцев знакомится с семьей туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия) , заурядна, типична.
и это -- лучшая семья в городе. а если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? здесь чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. вот в эту жизнь окунается молодой врач старцев. он пытается бороться с ней, влюблен в котика, полон надежд и т. п.
но на втором этапе дмитрий ионыч, сделав неудачное предложение котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым старцев прячется в "футляр", отгораживается от всего мира.
он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. ездит на паре лошадей. у него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими на жизнь все меньше и меньше. главным развлечением доктора, в которое "он втянулся незаметно, мало-", было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.
уже на третьем этапе старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: "выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами".
наконец, на четвертом этапе жизнь дмитрия старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. и мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. постепенно доктор старцев превратился в ионыча. жизненный путь на этом завершен..
можно сделать вывод, что старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. в этом его винит и сам чехов.
показывая эволюцию старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а "языческим богом", а. п. чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.
на примере доктора старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.
умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом -- главные приемы, посредством которых в рассказах чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей..
в своих произведениях антон павлович чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.
В4 главе при описании и всех действующих лиц отразилось мастерство владения горьким языком. он ярко показывает все краски , ужасные и завораживающие, постоянно меняющиеся. эпитеты и описания таковы, что картина этой драмы кажется нарисованной на холсте. – самостоятельное живое действующее грозное лицо, перед которым, кажется, невозможно устоять. в его свете видна решительность и собранность бабушки, а также растерянность всех остальных персонажей. во время дед растерялся, пришел в отчаяние. он начинал то тихо выть, то оглушительно кричать, давал бессмысленные приказания. увидев, что бабушка бежит прямо в огонь за купоросом, он григорию ивановичу приказывает остановить ее, сам же ни одного шага не делает в сторону бабушки. при спасении коня он выпускает повод из рук и бросается в сторону, приказывая бабушке остановить обезумевшее от страха животное. на двор выбежал шарап, вскидываясь на дыбы, подбрасывая деда; огонь ударил в его большие глаза, они красно сверкнули; лошадь захрапела, уперлась передними ногами; дедушка выпустил повод из рук и отпрыгнул, крикнув: — мать, держи! она бросилась под ноги взвившегося коня, встала пред ним крестом; конь жалобно заржал, потянулся к ней, косясь на пламя. когда нянька , что не смогла отыскать алешу, он прогоняет ее, не заботясь об исчезновении мальчика.
ответ:
рассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа "ионыч", дмитрия ионыча старцева. можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора старцева, в раскрытии содержания которых чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.
на первом этапе дмитрий старцев -- молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в дялиже, недалеко от губернского города с. это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. он полон сил, энергии (" пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости"), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. его интересуют , искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. доктор старцев знакомится с семьей туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия) , заурядна, типична.
и это -- лучшая семья в городе. а если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? здесь чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. вот в эту жизнь окунается молодой врач старцев. он пытается бороться с ней, влюблен в котика, полон надежд и т. п.
но на втором этапе дмитрий ионыч, сделав неудачное предложение котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым старцев прячется в "футляр", отгораживается от всего мира.
он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. ездит на паре лошадей. у него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими на жизнь все меньше и меньше. главным развлечением доктора, в которое "он втянулся незаметно, мало-", было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.
уже на третьем этапе старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: "выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами".
наконец, на четвертом этапе жизнь дмитрия старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. и мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. постепенно доктор старцев превратился в ионыча. жизненный путь на этом завершен..
можно сделать вывод, что старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. в этом его винит и сам чехов.
показывая эволюцию старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а "языческим богом", а. п. чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.
на примере доктора старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.
умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом -- главные приемы, посредством которых в рассказах чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей..
в своих произведениях антон павлович чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.