Детство… Что же это? Словари подсказывают нам, что это один из периодов жизни человека. Но этого мало, чтобы определить столь широкое понятие. Детство - это прежде всего наши мечты, идеалы. Летом, радуясь жаркому солнцу, мы мечтали о том, лишь бы оно длилось как можно дольше. И как же мы наслаждались чудесным вкусом шоколадного мороженого! Осенью мечтали о зиме, когда можно беззаботно поваляться в снегу и ощутить «запах снега», любоваться блеском снежного покрова в вечернее время. Детство нашего молодого поколения было счастливым. Ведь у нас было всё, что нужно любому ребенку: любящие родные и близкие, наши друзья, общение с которыми крепло год от года. Нам было интересно смотреть кукольные спектакли, и мы смеялись вместе с кукольными героями, переживали с ними! Закрывая глаза, мы невольно переносились в сказочный мир и верили в чудеса! Детство для нас было временем, когда каждый ребенок создавал себе кумиров, так называемых идеалов для подражания. Радует, что мы выросли мирное время, когда никто не мог потревожить этот чудесный «сон». А каковы воспоминания тех, чье детство было связано с Великой Отечественной войной? О чем же были их мечты? Задаваясь этим вопросом, перелистываю сборник документальных рассказов «Дети военной поры». Перед глазами встает страшная картина: женщины провожают детей из блокадного Ленинграда. Катер отчаливает от берега. И вот матери видят, как на него пикирует самолет со свастикой, как тонут, гибнут их дочери, сыновья. Лишь белые панамки плывут по воде. Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В эти трудные годы наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. Когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Читая в этой книге про мальчишек, которые были разведчиками, токарями, пахарями, поэтами, защитниками убеждаешься в том, что они выдержали войну и победили вместе со взрослыми. Фронт, партизанский край, тыл. Эвакуация, оккупация, потери, поиски, встречи через десятилетия… Истории военных и послевоенных лет, сюжеты драматические и почти детективные. Судьбы тех, кого война застигла в младенчестве, и тех ребят военной поры, которые сами давно уже стали бабушками и дедами, но в жизни которых ее черный след тянется и сейчас. Из всего этого складывается не просто объемная картина, а целая панорама войны с детьми на переднем плане жизни у всего воюющего народа. Выживут они – выживет народ, его история, идеалы, будущее! Они отдали свое детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми, праздниками. Отдали, чтобы земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начинаться с книг и тетрадей, игр и праздников. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми. Война на время разрушила этот закон, но она же и доказала: когда страна в самых трагических обстоятельствах, на пределе возможностей считает своей важнейшей исторической миссией детства, она победит все! И сегодня, спустя 65 лет, мы должны сохранять мир, который отстоял русский народ в те страшные годы. Это должно быть главной миссией жизни человечества! Недаром в известной детской песни поется: Мы не дадим стать пеплом и золой Тому, что красотой земной зовется. Пусть будет мирным небо над землей, Пусть вечно детство звонкое смеется!
Борис григорьевич – племянник дикого. он один из самых слабохарактерных героев пьесы. сам б. говорит о себе: «уж ведь совсем убитый хожу… загнан, забит… » борис. – добрый, хорошо образованный человек. он резко выделяется на фоне купеческой среды. но он по своей натуре слабый человек. б. вынужден унижаться перед своим дядей, диким, ради надежды на наследство, которое тот ему оставит. хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, он, тем не менее, заискивает перед самодуром, терпя его выходки. б. неспособен защитить ни себя, ни любимую им катерину. в несчастье он только мечется и плачет: «ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! боже мой! дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… злодеи вы! изверги! эх, кабы сила! » но силы этой у б. нет, поэтому он не в облегчить страдания катерины и поддержать ее выбор, увезя с собой. варвара кабанова – дочь кабанихи, сестра тихона. можно сказать, что жизнь в доме кабанихи нравственно искалечила девушку. она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. но, несмотря на сильный характер, в. не решается открыто протестовать против них. ее принцип – «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» . эта героиня легко приспосабливается к законам «темного царства» , легко обманывает всех окружающих. это сделалось для нее привычным. в. утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «и я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало» . в. хитрила, пока было возможно. когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому, нанеся кабанихе сокрушительный удар дикой савел прокофьич – богатый купец, один из самых уважаемых людей города калинова. д. – типичный самодур. он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. «нет над тобой старших, вот ты и куражишься» , - объясняет кабаниха поведение д. его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите! » но д. трудно не рассердить. он и сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую минуту. этот «жестокий ругатель» и «пронзительный мужик» не стесняется в выражениях. его речь наполнена словами типа «дармоед» , «езуит» , «аспид» . но «нападает» д. только на людей слабее себя, на тех, кто не может дать отпор. зато д. побаивается своего конторщика кудряша, который слывет грубияном, не говоря уж о кабанихе. ее д. уважает, больше того, она единственная, кто понимает его. ведь герой иногда и сам не рад своему самодурству, но ничего не может с собой поделать. поэтому кабаниха считает д. слабым человеком. кабаниху и д. объединяет и принадлежность к патриархальному строю, следование его законам, и беспокойство по поводу наступающих изменений вокруг.