6. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб ней- мёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь", «Близок локоток, да не укусишь", "Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц,
Детали и вещи: тетради, раправилки, коробку из под англ. бисквита порванный сачок, кокон, кисейный мешок.
Главный герой произведения – Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью».
Систему персонажей можно представить в следующем виде:
Девушка из дневника- СЫН => СЛЕПЦОВ <= БАБОЧКА -Иван
Основополагающий принцип этой системы следующий: эта система отражает тему жизни и смерти. Слепцов – главный герой произведения. Он стоит между этими двумя явлениями и ему предстоит сделать выбор. Сын – отражение линии смерти, бабочка – жизни. Можно сказать, что он стоит между двух огней.
Фабула данного произведения напоминает фабулу «Легкого дыхания» Бунина. Повествование начинается с «конца», т. е. сначала мы узнаем отца, видим, что он чем-то озабочен, но лишь потом узнаем о причине его переживаний (лишь во второй главе), в третьей главе узнаем о переживаниях сына, а в четвертой главе снова возвращаемся к переживаниям отца. Но в «Легком дыхании» такая фабула необходима для того, чтобы ощутить это легкое дыхание. В данном произведении, если поменять события местами, то будет описана не жизнь Слепцова, а жизнь самого мальчика, его смерть и реакция отца. Нам же, благодаря такой фабуле, удается увидеть лишь реакцию отца, которая, безусловно, является главным элементом в тексте.
Обычная фабула => жизнь мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, переезд в Петербург, смерть, горе отца, похороны мальчика в деревне.
Перевернутая фабула => горе отца, жизнь мальчика в деревне, переезд в Петербург, смерть, похороны мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, горе отца.
Не виден замысел автора при обычной фабуле. Внутренний конфликт героя (Слепцова) и является в рассказе Набокова сюжет о образующим. Т. о. автор «перевернул» фабулу, чтобы показать главный конфликт.
Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне. С каждой главой нарастает драматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки: 1 глава – ночь, 2 – утро, 3 – день («после обеда»), 4 – ночь. За сутки Слепцов успел и подумать о смерти всерьез, и принять новую жизнь.
Повесть Дарьи Вильке «Тысяча лет тишины» логично продолжает сборник рассказов: действие происходит летом, текст насыщен реалиями дачной жизни и за то время, которое читатель проживает с героиней повести, она успевает повзрослеть и многое открыть для себя. Однако отличие этого текста от сопутствующих ему – череда несчастий, подстерегающих героев, – глухота, детский церебральный паралич, опасная травма ноги, заболевание раком – кажется, что повесть должна оставлять тяжелое впечатление, но это не так.
Повесть Дарьи Вильке прежде всего о том, что человек сам творит свой собственный мир. Как Бабтоня не желает замечать тугоухость Ринки, так и читатель за все время повествования редко когда вспомнит об этом, а беды, случающиеся с героями, не занимают центрального места в повествовании. Так зачем же автор обрушивает на головы своих героев одно несчастье за другим? Цитируя одну из героинь повести, ответим: «Трудности тоже нужны <…> чтоб узнать, кто друг, кто враг, кто умный, кто дурак. Чтоб умнеть. А то живешь – и всего этого не знаешь».
Испытания, выпавшие на долю героев, становятся полосой, перейдя через которую, они обнаруживают себя в другом качестве. Как в сказке. Чудесам в прямом смысле слова (на которые она из самых ярких героинь повести – храбрая, сильная и очень правдивая Бабтоня) сопутствуют чудеса человеческих отношений. Книга эта – о человечности и о волшебной силе в каждом из нас.