Дети подземелья» (1886) — из числа читаемых книг. Это вполне объяснимо: в повести есть герой, близкий читателю по возрасту. Во всяком случае, он таковым воспринимается. На самом деле Васе всего лет семь. Наличие героя-сверстника для 10–11-летних является существенным критерием ценности художественного произведения в целом.
В повести есть драматический сюжет с элементами тайны. Он держит читателя в напряжении, которое к финалу достигает апогея и выливается в их слёзы. Почему дети плачут? «Марусю жалко” — типичный ответ. Но слёзы как реакция на прочитанное бывают только тогда, когда повесть читается до её изучения в классе — в один присест. Чтение, растянутое во времени, как это часто случается в школе, убивает читательские эмоции. А это не может не сказаться на уровне восприятия повести.
Рассказ В.Распутина "Уроки французского" написан на автобиографическом материале и повествует о событиях детства самого писателя. Мальчик по имени Володя учится в школе далеко от своей деревни, в райцентре. Время - послевоенное, жить трудно, еды мало. Мальчик голодает, а мать иногда присылает ему очень скудные посылочки, отрывая от себя последний кусок.
Постоянно голодный Володя играет с мальчишками на деньги. Когда он начал слишком часто выигрывать, мальчишки побили его всей компанией.
Лидия Михайловна - учительница французского языка, сочувствуя бедственному положению мальчика, стала его подкармливать, приглашая к себе на дополнительные занятия. Когда Володя понял, что его просто жалеет добрая женщина, он перестал принимать от неё еду. Тогда она не нашла ничего лучше, как придумать азартную игру, в которой, чтобы дать ему выиграть, часто оказывалась проигравшей. Директору школы стало всё известно, и учительницу уволили. Она навсегда уехала из городка, но Володя навсегда запомнил всё хорошее, что она для него сделала.
Дети подземелья» (1886) — из числа читаемых книг. Это вполне объяснимо: в повести есть герой, близкий читателю по возрасту. Во всяком случае, он таковым воспринимается. На самом деле Васе всего лет семь. Наличие героя-сверстника для 10–11-летних является существенным критерием ценности художественного произведения в целом.
В повести есть драматический сюжет с элементами тайны. Он держит читателя в напряжении, которое к финалу достигает апогея и выливается в их слёзы. Почему дети плачут? «Марусю жалко” — типичный ответ. Но слёзы как реакция на прочитанное бывают только тогда, когда повесть читается до её изучения в классе — в один присест. Чтение, растянутое во времени, как это часто случается в школе, убивает читательские эмоции. А это не может не сказаться на уровне восприятия повести.
Рассказ В.Распутина "Уроки французского" написан на автобиографическом материале и повествует о событиях детства самого писателя. Мальчик по имени Володя учится в школе далеко от своей деревни, в райцентре. Время - послевоенное, жить трудно, еды мало. Мальчик голодает, а мать иногда присылает ему очень скудные посылочки, отрывая от себя последний кусок.
Постоянно голодный Володя играет с мальчишками на деньги. Когда он начал слишком часто выигрывать, мальчишки побили его всей компанией.
Лидия Михайловна - учительница французского языка, сочувствуя бедственному положению мальчика, стала его подкармливать, приглашая к себе на дополнительные занятия. Когда Володя понял, что его просто жалеет добрая женщина, он перестал принимать от неё еду. Тогда она не нашла ничего лучше, как придумать азартную игру, в которой, чтобы дать ему выиграть, часто оказывалась проигравшей. Директору школы стало всё известно, и учительницу уволили. Она навсегда уехала из городка, но Володя навсегда запомнил всё хорошее, что она для него сделала.