6. Навошта хлопчык стаў дэманстраваць сваю пагарду да Эмы? Як на самай справе ён ставіўся да гераіні? Узгадайце іх выпадковую сустрэчу і тое, як хлопец збіраўся на школьны вечар.
Сюжет: приїзд батька й сина Шрамів на хутір Хмарище до Череваня, знайомство Петра Шрама з родиною Череванів, спілкування з Божим Чоловіком — бажання Шрама заручити Петра й Лесю — Шрами й Черевані в Києві, розмова з незадоволеними міщанами — знайомство Лесі з Кирилом Туром — зустріч Череваня й Шрама з Якимом Сомком у Києво-Печерській лаврі — вечеря Сомка, Шрама, Череваня, Тура й Лесі в Києві, натяк Тура на викрадення Лесі — нічне викрадення Лесі, двобій Кирила Тура з Петром Шраменком — гостини Шрама на хуторі в Гвинтовки, недалеко від Ніжина — зустріч Петра Шрамен-ка з Кирилом Туром, сніданок у нього вдома — покарання біля стовпа Кирила Тура в урочищі Романовський Кут, повернення Кирила й Петра додому — перипетії в Ніжині — Чорна рада в Ніжині — обурення обдуреної черні, розчарування її в Брюховецькому — пропозиція Тура порятувати ціною свого життя Сомка (у в’язниці) й відмова останнього — засудження Тетерею на смерть старого Шрама («як бунтівника») — одруження Петра ІІІраменка й Лесі.
– А теперь обратимся к рассказу В. А. Пьецуха «Прометейщина». Как вы думаете, почему мы, прежде чем обратиться к анализу рассказа, вспомнили миф о Прометее? (Герой этого рассказа – современный титан Верёвкин – тоже совершает подвиги. Его особенности – не просто человеческие, личностные. Автор возводит его в ранг мифологического героя!)
– Какие же героические поступки совершает современный титан Веревкин и ради чего? (Герой рассказа В. А. Пьецуха «Прометейщина» совершает подвиги не во имя жертвенной любви к своим «клиентам», а исключительно ради денег. Он буквально торгует своим красноречием, своей демагогией. Каждый такой «подвиг» имеет определенную цену: разговор с родителями по поводу двойки по математике – пятьдесят копеек, «критическое высказывание» – восемьдесят, украденная банка с кислотой – рубль. Получив деньги, Веревкин готов всячески принижать себя и восхвалять других – все средства хороши в достижении главной цели: отсрочить, смягчить, а то и вовсе отменить гнев родителей, тоже своего рода властителей детских судеб.)
– Сравните мифологического титана и современного героя. Что их сближает и отличает? (Отличительной особенностью характера Прометея является гордый непокорный нрав, бесстрашие, нежелание покоряться воле богов, бескорыстное служение людям даже ценой собственных мук.
Современный же титан Верёвкин тоже готов терпеть муки из любви к людям. Но на смену бескорыстному служению приходят совсем другие отношения: услуга за услугу.)
– Как видим, в рассказе присутствуют прямые отсылки к мифу о Прометее. Найдите их. (В рассказе В. А. Пьецуха отсылка к мифу присутствует не только в названии, но и в заключительной части, в размышлениях наказываемого Веревкина. «У-у, хищник, истязатель! – думал он про отца. – Жри мою печень, жри!»)
– Как, посредством какого сатирического приёма происходит переосмысление мифологического сюжета в рассказе? (Налицо «измельчение» героя. Происходит ироническое снижение героического образа титана.
Так же, как и в мифе о Прометее, герою рассказа Верёвкину не избежать наказания. Однако и тут происходит снижение героического пафоса: достойное титана наказание заменяется традиционной поркой ремнём.)
– Давайте рассмотрим, как снижается образ Верёвкина. Очень часто писатели используют приём говорящих фамилий, чтобы дать героям характеристику и выразить своё отношение к ним. Как вы считаете, можно сказать, что фамилия главного героя – говорящая? (Вспомним фразеологизм со словом «верёвка». Вить веревки (из кого-либо) – (Разг.) (Употребляется при подлежащем со значением лица.) поступать с кем-либо так, как хочется, как вздумается; полностью подчинять кого-либо своей воле, вынуждать поступать не по своему желанию. Говорится, когда хотят подчеркнуть, что один человек злоупотребляет влиянием на другого.)
Відповідь:
2,1,5,4,3
Пояснення:
Сюжет: приїзд батька й сина Шрамів на хутір Хмарище до Череваня, знайомство Петра Шрама з родиною Череванів, спілкування з Божим Чоловіком — бажання Шрама заручити Петра й Лесю — Шрами й Черевані в Києві, розмова з незадоволеними міщанами — знайомство Лесі з Кирилом Туром — зустріч Череваня й Шрама з Якимом Сомком у Києво-Печерській лаврі — вечеря Сомка, Шрама, Череваня, Тура й Лесі в Києві, натяк Тура на викрадення Лесі — нічне викрадення Лесі, двобій Кирила Тура з Петром Шраменком — гостини Шрама на хуторі в Гвинтовки, недалеко від Ніжина — зустріч Петра Шрамен-ка з Кирилом Туром, сніданок у нього вдома — покарання біля стовпа Кирила Тура в урочищі Романовський Кут, повернення Кирила й Петра додому — перипетії в Ніжині — Чорна рада в Ніжині — обурення обдуреної черні, розчарування її в Брюховецькому — пропозиція Тура порятувати ціною свого життя Сомка (у в’язниці) й відмова останнього — засудження Тетерею на смерть старого Шрама («як бунтівника») — одруження Петра ІІІраменка й Лесі.
Объяснение:
– А теперь обратимся к рассказу В. А. Пьецуха «Прометейщина». Как вы думаете, почему мы, прежде чем обратиться к анализу рассказа, вспомнили миф о Прометее? (Герой этого рассказа – современный титан Верёвкин – тоже совершает подвиги. Его особенности – не просто человеческие, личностные. Автор возводит его в ранг мифологического героя!)
– Какие же героические поступки совершает современный титан Веревкин и ради чего? (Герой рассказа В. А. Пьецуха «Прометейщина» совершает подвиги не во имя жертвенной любви к своим «клиентам», а исключительно ради денег. Он буквально торгует своим красноречием, своей демагогией. Каждый такой «подвиг» имеет определенную цену: разговор с родителями по поводу двойки по математике – пятьдесят копеек, «критическое высказывание» – восемьдесят, украденная банка с кислотой – рубль. Получив деньги, Веревкин готов всячески принижать себя и восхвалять других – все средства хороши в достижении главной цели: отсрочить, смягчить, а то и вовсе отменить гнев родителей, тоже своего рода властителей детских судеб.)
– Сравните мифологического титана и современного героя. Что их сближает и отличает? (Отличительной особенностью характера Прометея является гордый непокорный нрав, бесстрашие, нежелание покоряться воле богов, бескорыстное служение людям даже ценой собственных мук.
Современный же титан Верёвкин тоже готов терпеть муки из любви к людям. Но на смену бескорыстному служению приходят совсем другие отношения: услуга за услугу.)
– Как видим, в рассказе присутствуют прямые отсылки к мифу о Прометее. Найдите их. (В рассказе В. А. Пьецуха отсылка к мифу присутствует не только в названии, но и в заключительной части, в размышлениях наказываемого Веревкина. «У-у, хищник, истязатель! – думал он про отца. – Жри мою печень, жри!»)
– Как, посредством какого сатирического приёма происходит переосмысление мифологического сюжета в рассказе? (Налицо «измельчение» героя. Происходит ироническое снижение героического образа титана.
Так же, как и в мифе о Прометее, герою рассказа Верёвкину не избежать наказания. Однако и тут происходит снижение героического пафоса: достойное титана наказание заменяется традиционной поркой ремнём.)
– Давайте рассмотрим, как снижается образ Верёвкина. Очень часто писатели используют приём говорящих фамилий, чтобы дать героям характеристику и выразить своё отношение к ним. Как вы считаете, можно сказать, что фамилия главного героя – говорящая? (Вспомним фразеологизм со словом «верёвка». Вить веревки (из кого-либо) – (Разг.) (Употребляется при подлежащем со значением лица.) поступать с кем-либо так, как хочется, как вздумается; полностью подчинять кого-либо своей воле, вынуждать поступать не по своему желанию. Говорится, когда хотят подчеркнуть, что один человек злоупотребляет влиянием на другого.)