в начале биографии вяйнямёйнена присутствует эпический мотив «чудесного рождения» — необыкновенно долгая беременность ильматар (ср. с ростемом «шахнаме») и то, что герой появился на свет тридцатилетним мужчиной. находясь в чреве матери, вяйнямейнен взывает к большой медведице (otava), чтобы выйти на свет и увидеть звезды.
одним из первых подвигов вяйнямёйнена является шаманский поединок в йоукахайненом. лапландский колдун остается жив, только пообещав вяйнямейнену свою сестру айно. но невеста с горя топится в море. мать вяйнямейнена утешает своего сына, советуя найти жену в похьёле. несмотря на козни йоукахайнена, вяйнямейнен все же оказывается в похьёле. но старуха лоухи требует у него сампо[4]. вяйнямёйнен признает, что никому это не под силу, кроме кузнеца ильмаринена, однако он все же знакомится с девушкой, которая задает ему испытания. во время одного из них из-за козней хийси он разрубает свою ногу[5]. при колдуна вяйнямейнен излечивает рану и возвращается домой, где хитростью и колдовством отправляет ильмаринена в похьёлу.
в 17 руне калевалы описывается как вяйнямёйнен пробуждает из могилы мёртвого великана-мудреца антеро випунена с целью получить волшебные знания. вяйнямёйнен не просто побеждает мёртвого великана, но сначала оказывается им . значительным деянием вяйнямейнена является похищение сампо из похьёлы, совместно месте с ильмариненом и лемминкайненом[1]. в 42 руне он играет на кантеле и все жители похьёлы засыпают[2], что позволяет героям похитить сампо. пробудившаяся старуха лоухи отправляется в погоню, сампо разбивается и вяйнямейнен лишается кантеле из костей волшебной щуки. тогда герой делает кантеле из березы и волос невесты[6]. морской царь ахти и его жена велламо – любители музыки и ценители дивной игры вяйнямёйнена. ахти загоняет рыбу в сети вяйнямёйнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь. однако богатства морского царя неисчислимы потому, что состоят из больших кусков мифической драгоценности сампо, упавшей именно с лодки музыканта вяйнямёйнена на дно морское.
Чудо-юдо рыба кит. В некотором царстве, в некотором государстве, в море или океане, жила огромная Рыба-кит. На спине её большой, городишко небольшой. Люди там, живут в достатке! Пьют, едят, дела в порядке. Сеют рожь, дома возводят. Хороводы дружно водят. Веселятся от души, хоть сей час туда спеши. Рыба-кит фонтан пускает, телом землю согревает. Всё цветёт, благоухает, радость людям доставляет. Прискакал “Дурак” Иван, растревожил горожан. Рыба-кит пошевелился, весь народ в бега пустился. Рассказал киту Конёк, про китов ужасный рок. Рыба-кит разинув пасть, вытолкнув от туда снасть. Три десятка кораблей, ну и конечно в них людей. Встрепенулся, повернулся и в пучину удалился…
в начале биографии вяйнямёйнена присутствует эпический мотив «чудесного рождения» — необыкновенно долгая беременность ильматар (ср. с ростемом «шахнаме») и то, что герой появился на свет тридцатилетним мужчиной. находясь в чреве матери, вяйнямейнен взывает к большой медведице (otava), чтобы выйти на свет и увидеть звезды.
одним из первых подвигов вяйнямёйнена является шаманский поединок в йоукахайненом. лапландский колдун остается жив, только пообещав вяйнямейнену свою сестру айно. но невеста с горя топится в море. мать вяйнямейнена утешает своего сына, советуя найти жену в похьёле. несмотря на козни йоукахайнена, вяйнямейнен все же оказывается в похьёле. но старуха лоухи требует у него сампо[4]. вяйнямёйнен признает, что никому это не под силу, кроме кузнеца ильмаринена, однако он все же знакомится с девушкой, которая задает ему испытания. во время одного из них из-за козней хийси он разрубает свою ногу[5]. при колдуна вяйнямейнен излечивает рану и возвращается домой, где хитростью и колдовством отправляет ильмаринена в похьёлу.
в 17 руне калевалы описывается как вяйнямёйнен пробуждает из могилы мёртвого великана-мудреца антеро випунена с целью получить волшебные знания. вяйнямёйнен не просто побеждает мёртвого великана, но сначала оказывается им . значительным деянием вяйнямейнена является похищение сампо из похьёлы, совместно месте с ильмариненом и лемминкайненом[1]. в 42 руне он играет на кантеле и все жители похьёлы засыпают[2], что позволяет героям похитить сампо. пробудившаяся старуха лоухи отправляется в погоню, сампо разбивается и вяйнямейнен лишается кантеле из костей волшебной щуки. тогда герой делает кантеле из березы и волос невесты[6]. морской царь ахти и его жена велламо – любители музыки и ценители дивной игры вяйнямёйнена. ахти загоняет рыбу в сети вяйнямёйнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь. однако богатства морского царя неисчислимы потому, что состоят из больших кусков мифической драгоценности сампо, упавшей именно с лодки музыканта вяйнямёйнена на дно морское.