Годы жизни: 05 декабря 1803 — 27 июля 1873 Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Поэт
Детство и университет: «учился он необыкновенно успешно»
Федор Тютчев в Германии
«Стихотворения, присланные из Германии»: Федор Тютчев и журнал «Современник»
«Я твердо решился оставить дипломатическое поприще»: последние годы в Европе
Возвращение в Россию: «чарующий рассказчик» и публицист
Любовная лирика и славянофильство
Последние годы жизни
Интересные факты
Много лет Федор Тютчев был дипломатом и работал за границей, а стихи писал в свободное от службы время. Его произведения почти не печатали в России. Слава пришла к поэту после публикаций в журнале «Современник», где Николай Некрасов назвал его «русским первостепенным поэтическим талантом».
Детство и университет: «учился он необыкновенно успешно»
Федор Тютчев родился 5 декабря 1803 года в фамильной усадьбе Овстуг Орловской губернии (ныне – Брянская область). Он происходил из старинного русского дворянского рода, который был известен с XIV века. Отец поэта Иван Тютчев служил в Кремле, в последние годы жизни руководил «Экспедицией Кремлевского строения» – государственной организацией, которая следила за состоянием исторических памятников. Мать Федора Тютчева Екатерину Толстую публицист Иван Аксаков описал как «женщину замечательного ума».
Тютчевы жили очень дружно. Друг их семьи историк Михаил Погодин писал: «Смотря на Тютчевых, думал о семейственном счастии. Если бы все жили так просто, как они». Родители старались дать детям хорошее домашнее образование: учили русскому и французскому языкам, музыке. Детство будущего поэта, его брата и сестры в родовой усадьбе Овстуг.
«Когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и лучезарном, — ах, какие приступы тоски по родине овладевают мною»
Федор Тютчев, из письма жене Эрнестине Пфеффель
Зимой Тютчевы часто уезжали в Москву – там у семьи был особняк. Литературовед Вадим Кожинов писал: «Сохранились свидетельства о том, что Тютчевы жили в Москве по присущим ей бытовым канонам — жили открыто, широко, хлебосольно. Семья целиком предавалась ритуалам праздников, крестин, свадеб, именин». В 1812 году из-за Отечественной войны им пришлось поменять привычный уклад жизни и на время переехать в Ярославль. После окончания боевых действий Тютчевы вернулись: их дом был одним из немногих уцелевших после пожара.
В том же 1812 году Федору Тютчеву наняли домашнего учителя – Семена Раича. Он был знатоком древнегреческого, латыни, итальянского языка. С его будущий поэт изучил античную литературу и «по тринадцатому году переводил уже оды Горация с замечательным успехом». Именно Раичу Федор Тютчев посвятил одни из своих первых стихотворений, среди которых послание «На камень жизни роковой» («С. Е. Раичу»):
Ум скор и сметлив, верен глаз,
Воображенье — быстро…
А спорил в жизни только раз —
На диспуте магистра.
Будущий поэт не только много читал, он интересовался искусством и историей. Среди его любимых книг были сборники Гавриила Державина, Василия Жуковского и Михаила Ломоносова, «История государства Российского» Николая Карамзина. С 1816 года он был вольнослушателем Московского университета и ходил на лекции.
«Ребенок был чрезвычайно добросердечен, кроткого, ласкового нрава, чужд всяких грубых наклонностей; все свойства и проявления его детской природы были скрашены какой-то особенно тонкой, изящной духовностью. Благодаря своим удивительным учился он необыкновенно успешно. Но уже и тогда нельзя было не заметить, что учение не было для него трудом, а как бы удовлетворением естественной потребности знания»
Иван Аксаков, «Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк»
Одни из первых произведений Тютчева Семен Раич отдал своему наставнику – профессору Московского университета Алексею Мерзлякову. Оду «На новый 1816 год» Мерзляков решил прочитать на собрании Общества любителей российской словесности в феврале 1818 года. Вскоре Тютчева – ему тогда было 14 лет – приняли в организацию. Первые стихи поэта стали появляться в журнале «Труды Общества любителей российской словесности».
В 1819 году Тютчев отлично сдал экзамены по истории, географии, и иностранным языкам, среди которых были латынь, французский и немецкий, и стал студентом факультета словесных наук Московского университета. В университете он близко общался с историком Михаилом Погодиным, поэтом Дмитрием Веневитиновым, писателями Владимиром Одоевским и Андреем Муравьевым. В 1821 году своим товарищам Тютчев посвятил стихотворение «Весеннее приветствие стихотворцам».
Данко — герой произведения Горького «Старуха Изергиль». Это крепкий молодой человек, которому свойственно человеколюбие и самопожертвование во имя благих целей.
Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей. Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко чтил традиции своих предков, переживал за судьбу и будущее своих соплеменников.
Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя и счастливой жизни для других. За такие положительные черты характера люди поверили Данко: ведь даже в тот момент, когда все отвернулись от него, он пожертвовал собой ради их блага. Смысл существования Данко сводился к следующему: «Что я сделал, делаю и буду делать для людей?», «Чем я готов пожертвовать ради людей?»
Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим - жизнью, чтобы освятить путь людям. Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование — это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.
В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко — лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.
Федор Тютчев
Годы жизни: 05 декабря 1803 — 27 июля 1873 Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Поэт
Детство и университет: «учился он необыкновенно успешно»
Федор Тютчев в Германии
«Стихотворения, присланные из Германии»: Федор Тютчев и журнал «Современник»
«Я твердо решился оставить дипломатическое поприще»: последние годы в Европе
Возвращение в Россию: «чарующий рассказчик» и публицист
Любовная лирика и славянофильство
Последние годы жизни
Интересные факты
Много лет Федор Тютчев был дипломатом и работал за границей, а стихи писал в свободное от службы время. Его произведения почти не печатали в России. Слава пришла к поэту после публикаций в журнале «Современник», где Николай Некрасов назвал его «русским первостепенным поэтическим талантом».
Детство и университет: «учился он необыкновенно успешно»
Федор Тютчев родился 5 декабря 1803 года в фамильной усадьбе Овстуг Орловской губернии (ныне – Брянская область). Он происходил из старинного русского дворянского рода, который был известен с XIV века. Отец поэта Иван Тютчев служил в Кремле, в последние годы жизни руководил «Экспедицией Кремлевского строения» – государственной организацией, которая следила за состоянием исторических памятников. Мать Федора Тютчева Екатерину Толстую публицист Иван Аксаков описал как «женщину замечательного ума».
Тютчевы жили очень дружно. Друг их семьи историк Михаил Погодин писал: «Смотря на Тютчевых, думал о семейственном счастии. Если бы все жили так просто, как они». Родители старались дать детям хорошее домашнее образование: учили русскому и французскому языкам, музыке. Детство будущего поэта, его брата и сестры в родовой усадьбе Овстуг.
«Когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и лучезарном, — ах, какие приступы тоски по родине овладевают мною»
Федор Тютчев, из письма жене Эрнестине Пфеффель
Зимой Тютчевы часто уезжали в Москву – там у семьи был особняк. Литературовед Вадим Кожинов писал: «Сохранились свидетельства о том, что Тютчевы жили в Москве по присущим ей бытовым канонам — жили открыто, широко, хлебосольно. Семья целиком предавалась ритуалам праздников, крестин, свадеб, именин». В 1812 году из-за Отечественной войны им пришлось поменять привычный уклад жизни и на время переехать в Ярославль. После окончания боевых действий Тютчевы вернулись: их дом был одним из немногих уцелевших после пожара.
В том же 1812 году Федору Тютчеву наняли домашнего учителя – Семена Раича. Он был знатоком древнегреческого, латыни, итальянского языка. С его будущий поэт изучил античную литературу и «по тринадцатому году переводил уже оды Горация с замечательным успехом». Именно Раичу Федор Тютчев посвятил одни из своих первых стихотворений, среди которых послание «На камень жизни роковой» («С. Е. Раичу»):
Ум скор и сметлив, верен глаз,
Воображенье — быстро…
А спорил в жизни только раз —
На диспуте магистра.
Будущий поэт не только много читал, он интересовался искусством и историей. Среди его любимых книг были сборники Гавриила Державина, Василия Жуковского и Михаила Ломоносова, «История государства Российского» Николая Карамзина. С 1816 года он был вольнослушателем Московского университета и ходил на лекции.
«Ребенок был чрезвычайно добросердечен, кроткого, ласкового нрава, чужд всяких грубых наклонностей; все свойства и проявления его детской природы были скрашены какой-то особенно тонкой, изящной духовностью. Благодаря своим удивительным учился он необыкновенно успешно. Но уже и тогда нельзя было не заметить, что учение не было для него трудом, а как бы удовлетворением естественной потребности знания»
Иван Аксаков, «Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк»
Одни из первых произведений Тютчева Семен Раич отдал своему наставнику – профессору Московского университета Алексею Мерзлякову. Оду «На новый 1816 год» Мерзляков решил прочитать на собрании Общества любителей российской словесности в феврале 1818 года. Вскоре Тютчева – ему тогда было 14 лет – приняли в организацию. Первые стихи поэта стали появляться в журнале «Труды Общества любителей российской словесности».
В 1819 году Тютчев отлично сдал экзамены по истории, географии, и иностранным языкам, среди которых были латынь, французский и немецкий, и стал студентом факультета словесных наук Московского университета. В университете он близко общался с историком Михаилом Погодиным, поэтом Дмитрием Веневитиновым, писателями Владимиром Одоевским и Андреем Муравьевым. В 1821 году своим товарищам Тютчев посвятил стихотворение «Весеннее приветствие стихотворцам».
Данко — герой произведения Горького «Старуха Изергиль». Это крепкий молодой человек, которому свойственно человеколюбие и самопожертвование во имя благих целей.
Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей. Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко чтил традиции своих предков, переживал за судьбу и будущее своих соплеменников.
Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя и счастливой жизни для других. За такие положительные черты характера люди поверили Данко: ведь даже в тот момент, когда все отвернулись от него, он пожертвовал собой ради их блага. Смысл существования Данко сводился к следующему: «Что я сделал, делаю и буду делать для людей?», «Чем я готов пожертвовать ради людей?»
Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим - жизнью, чтобы освятить путь людям. Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование — это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.
В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко — лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.