Картина «Жнецы» – это еще один пример, подтверждающий значимость образа русского крестьянина для Венецианова. Подобных крестьян и тему жатвы мы можем заметить и на многих других его работах.
Во время прогулки по полю художник был очарован видом двух простых крестьян-жнецов, любующихся красотой присевших на руку жницы бабочек. Это были Анна Степанова и ее сын Захарка. Именно они затем и позировали художнику.
Первое, что многим бросается в глаза – это те самые бабочки, которыми деревенский паренек любуется, затаив дыхание. Алексей Гаврилович изобразил их таким образом, что при первом взгляде на картину не сразу понятно, нарисованы они или реальны!
В лице мальчика, смотрящего через плечо матери, мы можем видеть восторг, бесконечный интерес к этим пестрым бабочкам. Он еще очень молод и видит весь мир как одну прекрасную композицию, каждый элемент которой так хочется рассмотреть и познать.
Мать Захарки наклонила голову к сыну и смотрит в сторону, снисходительно и легко улыбнувшись. Черты лица и ее взгляд выражают доброту, скромность и усталость от многочасовой работы.
Густыми и уверенными мазками автор создает крестьянскую одежду: у матери – потемневшую от работы белую холщовую рубаху, желтый платок на голове и русский сарафан из лоскутков, а у сына – черную однотонную рубаху. Такими же мазками созданы и серпы в руках крестьян, и свежее скошенные колосья за их спинами. Все эти предметы легко понять и проникнуться сюжетом картины.
Лаконичность картины и впечатление, производимое ею, усиливается благодаря умело подмеченным Венециановым деталям. Достаточно сравнить нежные запястья и кисти матери и грубые обветренные пальцы сына, или жар на лице уставшей женщины, или колечко и бусы крестьянки, стремящейся к красоте. Произведение буквально поглощает смотрящего, заставляя проникнуться атмосферой завороженного созерцания.
Рассматривая сложный вопрос о соотношении мести и справедливости, мы обнаруживаем в трагедии Шекспира действие рока. Герой совершает то, что должен, и все же он обречен, и обречены все, кого он любит или ненавидит. В чем цель Гамлета? Покарать убийцу отца, своего дядю Клавдия. Гамлет вовсе не хотел убивать Полония, отца Офелии, и все же сделал это, думая, что в комнате матери прячется его враг Клавдий. Еще меньше Гамлет хотел бы причинить зло самой Офелии, однако именно его случайное убийство Полония становится причиной безумия, а затем и гибели девушки. Так Гамлет, стремясь отомстить за отца, сам навлекает на себя месть Лаэрта. Он точно так же (по языческому кодексу чести) обязан отомстить за смерть отца, как и Гамлет.
Однако Лаэрт, преследуя справедливую цель (опять-таки с точки зрения язычника) , выбирает недостойный путь осуществления мести. В Средние века нередко практиковались судебные поединки: считалось, что победителем из них должен выйти тот, на чьей стороне правда. Но Лаэрт оскверняет священное дело справедливости и мести тем, что берет себе в яд. Таким образом, он становится не мстителем, борцом за справедливость, а убийцей, таким же, как и Клавдий. А, значит, и Лаэрт заслуживает кары. Но, с другой стороны, как остроумно заметил Гамлет, «если обходиться с каждым по заслугам, кто уйдет от порки? » Наивному и жестокому стремлению к кровавой справедливости христианство противопоставляет милосердие. Однако зачастую в мире и сердцах людей для него нет места. Помимо основной сюжетной линии в трагедии Шекспира параллельно разворачиваются и другие события. Они касаются судеб Розенкранца и Гильденстерна, а также уже упомянутого Полония. Но что можно добавить к тому, что сказано Шекспиром устами Гамлета?
...Их конец — Награда за пронырство. Подчиненный, Не суйся между старшими в момент, Когда они друг с другом сводят счеты.
Розенкранц и Гильденстерн, которые когда-то были друзьями Гамлета, соглашаются участвовать в дьявольском замысле короля, вознамерившегося погубить наследника своего убитого брата. За это они и поплатились. А Полоний принимал слишком активное участие в происках короля-узурпатора, убийцы законного правителя, против законного наследника престола. Ради того, чтобы выслужиться перед новым повелителем Дании, ловкий придворный, не колеблясь, готов рискнуть счастьем дочери и собственной шкурой. И результат, как говорится, налицо.. .
Финал трагедии Шекспира, в сущности, является апофеозом справедливости: Гамлет наконец рассчитался с королем за смерть отца, а с Лаэртом — за собственную кончину; однако и Гамлета настигает кара за неумышленное убийство Полония и гибель Офелии.
Картина «Жнецы» – это еще один пример, подтверждающий значимость образа русского крестьянина для Венецианова. Подобных крестьян и тему жатвы мы можем заметить и на многих других его работах.
Во время прогулки по полю художник был очарован видом двух простых крестьян-жнецов, любующихся красотой присевших на руку жницы бабочек. Это были Анна Степанова и ее сын Захарка. Именно они затем и позировали художнику.
Первое, что многим бросается в глаза – это те самые бабочки, которыми деревенский паренек любуется, затаив дыхание. Алексей Гаврилович изобразил их таким образом, что при первом взгляде на картину не сразу понятно, нарисованы они или реальны!
В лице мальчика, смотрящего через плечо матери, мы можем видеть восторг, бесконечный интерес к этим пестрым бабочкам. Он еще очень молод и видит весь мир как одну прекрасную композицию, каждый элемент которой так хочется рассмотреть и познать.
Мать Захарки наклонила голову к сыну и смотрит в сторону, снисходительно и легко улыбнувшись. Черты лица и ее взгляд выражают доброту, скромность и усталость от многочасовой работы.
Густыми и уверенными мазками автор создает крестьянскую одежду: у матери – потемневшую от работы белую холщовую рубаху, желтый платок на голове и русский сарафан из лоскутков, а у сына – черную однотонную рубаху. Такими же мазками созданы и серпы в руках крестьян, и свежее скошенные колосья за их спинами. Все эти предметы легко понять и проникнуться сюжетом картины.
Лаконичность картины и впечатление, производимое ею, усиливается благодаря умело подмеченным Венециановым деталям. Достаточно сравнить нежные запястья и кисти матери и грубые обветренные пальцы сына, или жар на лице уставшей женщины, или колечко и бусы крестьянки, стремящейся к красоте. Произведение буквально поглощает смотрящего, заставляя проникнуться атмосферой завороженного созерцания.
Однако Лаэрт, преследуя справедливую цель (опять-таки с точки зрения язычника) , выбирает недостойный путь осуществления мести. В Средние века нередко практиковались судебные поединки: считалось, что победителем из них должен выйти тот, на чьей стороне правда. Но Лаэрт оскверняет священное дело справедливости и мести тем, что берет себе в яд. Таким образом, он становится не мстителем, борцом за справедливость, а убийцей, таким же, как и Клавдий. А, значит, и Лаэрт заслуживает кары. Но, с другой стороны, как остроумно заметил Гамлет, «если обходиться с каждым по заслугам, кто уйдет от порки? » Наивному и жестокому стремлению к кровавой справедливости христианство противопоставляет милосердие. Однако зачастую в мире и сердцах людей для него нет места. Помимо основной сюжетной линии в трагедии Шекспира параллельно разворачиваются и другие события. Они касаются судеб Розенкранца и Гильденстерна, а также уже упомянутого Полония. Но что можно добавить к тому, что сказано Шекспиром устами Гамлета?
...Их конец —
Награда за пронырство. Подчиненный,
Не суйся между старшими в момент,
Когда они друг с другом сводят счеты.
Розенкранц и Гильденстерн, которые когда-то были друзьями Гамлета, соглашаются участвовать в дьявольском замысле короля, вознамерившегося погубить наследника своего убитого брата. За это они и поплатились. А Полоний принимал слишком активное участие в происках короля-узурпатора, убийцы законного правителя, против законного наследника престола. Ради того, чтобы выслужиться перед новым повелителем Дании, ловкий придворный, не колеблясь, готов рискнуть счастьем дочери и собственной шкурой. И результат, как говорится, налицо.. .
Финал трагедии Шекспира, в сущности, является апофеозом справедливости: Гамлет наконец рассчитался с королем за смерть отца, а с Лаэртом — за собственную кончину; однако и Гамлета настигает кара за неумышленное убийство Полония и гибель Офелии.