Вэпической поэме «новая земля» (1911 – 1923) колас философски осмыслил целую эпоху в жизни крестьянства на рубеже 19-20 ст. , подчеркнул его желание стать хозяином на собственной земле. характеры и богатство внутреннего мира героев поэмы раскрыты в реальном быту, в труде, в обрядах и традициях, во взаимоотношениях с другими людьми. основные герои поэмы – прототипы родных якуба коласа: отца, матери, дяди, братьев и сестёр, а также односельчан. поэму “новая земля” якуб колас начал писать ещё в 1910 году, находясь в минской тюрьме, где отбывал наказание за участие в революционной работе среди крестьянства. в этом большом эпическом произведении поэтом философски осмыслена целая эпоха жизни крестьянства конца хіх – начала хх века. мастерски раскрыты характеры и внутренний мир героев через их быт, обряды, традиции, взаимоотношения. в трагической судьбе главного героя михася автор показывает судьбу безземельных крестьян, тщетно пытавшихся вырваться из-под гнёта помещиков и царских чиновников. в «новой земле» же каждая строка, каждое слово, а она написана в основном четырехстопным пушкинским ямбом, несут в себе исконное начало, психологию его носителей — людей полесских лесов и болот. в поэме ничего значительного не происходит. дана семья лесника, сам, жена, дети и брат, одинокий, отдавший всего себя детям брата, ее обыденные беды и радости, ее надежды и безнадежности. лесник михаил и брат его антось. самые памятные события — это как приходилось перебираться с одного места на другое, как антось по крестьянским ездил в вильно. а то все — лесничество, немногие люди, с кем приходилось иметь дело, кусок земли и угодий, на которых так преданно работалось. но в каждой неторопливой, подробной, обстоятельной строке раскрывается душа человеческая, с ее страстями, со смыслом этих, таких тревожных в таком, казалось бы, спокойном повествовании страстей. михаил вынужден из-за малоземелья пойти лесником к пану радзивилу. он только тем и живет, чтобы немного разбогатеть, купить земли и снова вернуться в свою крестьянскую стихию, извечную для его рода. иначе он не представляет себе самостоятельной жизни. и он, все больше ненавидя панскую неволю, в силу своего крестьянского норова добросовестно, даже ревностно служит: понимая тяжкое, бедственное положение таких же, как сам, он все же ловит их на порубках леса, бережет каждое деревце в чаще. он скрепя сердце смиряется и с тем, что панский переселяет его с обжитой и удобренной с таким трудом и тщанием земли на другое, неухоженное место. но мечта его — таким путем вырваться из помещичьих пут — оказывается несбыточной, иллюзорной. все сельские работы, во все времена года, опоэтизированы здесь коласом с такой материальной достоверностью, с такой любовью, и косьба, и молотьба, и пахота, что нельзя не вспомнить ту ярость трудовой радости, которая, помните ли, охватила волжских бродяг-грузчиков в одном из его ранних рассказов. и труд давал свои плоды.
В«повести о том, как поссорился иван иванович с иваном никифоровичем» жизнь захолустной провинции совершенно лишена того смягчающего освещения, которое в «старосветских помещиках» явилось результатом личных симпатий и воспоминаний гоголя. в повести о ссоре ивана ивановича с иваном никифоровичем гоголь рисует не «дворянское гнездо», а во всей наготе представляет безотрадную жизнь провинциальных «существователей» уездного города. анализ этой жизни показывает, что она не озарена никакими высшими интересами. здесь нет и следа той подкупающей простоты и сердечности, которой озарена у гоголя жизнь старосветских помещиков, в этом произведении изображено существование изломанное, скованное приличиями, порабощенное сплетне и это тихое болото, которого не стоит ворошить, иначе со дна поднимется грязь! героям «повести о том, как поссорился иван иванович с иваном никифоровичем» не прожить так мирно своей жизни, как прожили старосветские помещики, хотя жизнь, которую ведут в этом уездном городке, по существу, мало чем отличается от жизни афанасия ивановича и пульхерии ивановны.