8. Дайте развернутые ответы на вопросы (5-7 предложений). а) Что представляет собой стихотворение «С поляны коршун поднялся» - пейзажную зарисовку или размышление о человеческой жизни? Аргументируйте ответ.
б) Какой смысл вложен в эпиграф стихотворения «Железная дорога»?
Именно потому, что произведение полифонично по своей структуре, оно насыщено описанием чувств и мыслей, внутренними монологами и диалогами. В этом смысле Бахтин особо выделяет три диалога между Раскольниковым и Порфирием Петровичем. На всем их протяжении следователь говорит намеками, стараясь выудить истину из Родиона. Раскольников, в свою очередь, пытается играть роль ничего не ведающего человека. Однако искусному Порфирию удается ненадолго сбить Родиона, и тогда в речи Раскольникова прорываются его истинные мысли и чувства. Так, во время первой встречи следователя и Раскольникова с Разумихиным следователь «вытягивает» из Родиона его теорию о «высших» и «низших» людях. Поэтому мы можем сказать, что в этом диалоге звучит два голоса Раскольникова – притворный и настоящий, два голоса Порфирия Петровича, и один голос простого и открытого Разумихина. Только этот герой один из всей этой компании не играл, а честно говорил все, что он думает.
В третьем, последнем, диалоге между следователем и Раскольниковым происходит разрушение ролей героев. Здесь на первый план выходят их истинные позиции: «- Нет, уж какой тут Миколка, голубчик Родион Романович, тут не Миколка!
- Так…кто же…убил?.. – спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом.
- Как кто убил?.. – переговорил он, точно не веря ушам своим, - да вы убили, Родион Романович! Вы и убили-с… - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом».
М. Бахтин утверждает, что герой Достоевского – это всегда человек какой-либо определенной идеи. Она определяет его мироощущение, мысли и поступки. В «Преступлении и наказании» основной является идея Раскольникова о праве сильного человека на преступление нравственного закона. К ней стягиваются и с ней ведут диалог идеи других героев: Сони, Порфирия Петровича, Мармеладова, Катерины Ивановны, Свидригайлова, Лужина, самого автора. Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается и в этом непрерывном диалоге сознаний героев.
Нужно отметить, говорит Бахтин, что сам Достоевский не передает суть идеи Раскольникова. Она рождается и раскрывается в непрерывном диалоге. Так, в начале романа мы видим, что сознанием главного героя завладели чужие мнения и голоса. Раскольников думает о письме, полученном из дома, он находится под впечатлением от исповеди Мармеладова. Все это превращается в острый диалог Родиона с отсутствующими собеседниками. Герой спорит со своей сестрой, матерью, другими героями. В этом напряженнейшем диалоге Раскольников пытается свою «мысль решить».
Кроме того, нигде в романе мы не найдем бесстрастного изложения теории Родиона. Читатель узнает о ней из диалога героя с Порфирием Петровичем. Следователь нарочно упрощает идею Раскольникова, провоцируя героя, вызывая его на разговор. Позже свою теорию излагает сам Родион. Его все время перебивает вопросами и замечаниями Порфирий Петрович. Подает свои реплики и Разумихин. В итоге идея Раскольникова появляется перед нами, окруженная напряженной борьбой нескольких голосов, мнений, сознаний.
В различных диалогах идея главного героя постепенно раскрывается, проявляя все свои оттенки и возможности. Так, в спорах с Соней эта теория раскрывается новыми гранями, в рассказе Свидригайлова открывается еще одна ее сторона и так происходит на протяжении всего романа.
Таким образом, я полностью согласен с мнением литературоведа М. Бахтина. На страницах «Преступления и наказания» идея Родиона Раскольникова соприкасается с различными явлениями жизни, испытывается, проверяется, подтверждается или опровергается ими. То есть, можно, сказать, что эта теория ведет диалог с самой жизнью, которая доказывает всю губительность идеи главного героя.
Я убедился, что роман Ф.М. Достоевского «Преступление наказание» обладает новаторской структурой. Этополифонический роман, в котором постоянно слышны многие голоса, мнения, идеи. Именно такое построение позволяет автору сделать роман живым, напряженным, психологичным. Именно полифония позволяет передать всю глубину человеческой души, со всеми ее светлыми и темными сторонами.
2 Братья возвращаются в подвал, где они живут, и разочаровывают мать. Она кормит их борщем. Их семилетняя сестра тяжело больна. Под потолком в люльке кричит младенец.
3 Домой возвращается отец. Он в отчаянии, так как не может найти работу и вынужден просить милостыню.
4 Этот год для Мерцаловых очень тяжелый. Пока отец болел брюшным тифом, он потерял работу. Все деньги ушли на его лечение. Одна из дочерей умерла. Мама стирает вещи чужим людям за деньги, чтобы хоть как-то прожить.
5 Отец снова идет просить милосыню. Устав, он присел отдохнуть на скамейке в саду. Внезапно от отчаяния ему приходит мысль покончить с собой.
6 К нему на скамейку присаживается старик и начинает рассказывать о подарках, купленных детям. Мерцалов поведал ему о своей беде. Старик оказывается доктором. Он просит показать ему больную девочку.
7 Доктор осматривает больную девочку и выписывает рецепт, оставив под блюдцем деньги в семье Мерцаловых. Отец отпраляется в аптеку за лекарствами и на рецепте видит, что фамилия доктора Пирогов.
8 Вскоре дела семьи налаживаются. Маша выздоравливает, отец устраивается на работу. Гриша тоже находит себе неплохую работу в банке. Семья считает, что своим чудесным они обязаны доктору.