8. Установіть відповідність між персонажем і його описом. 1 Том А «…мов блискавка, метнувся назад» 2 поштмейстер Б «…той, що був за спиною, раптом стрибнув і впав на поштарську торбу, зваливши Кліві з ніг» 3 барс В «дмухав на свої червоні, у саднах, руки…» 4 брат Тома Г «Глянувши на ідеально рівну й чисту зелень планети, … на мить засумнівався» Д йому «довелося сьогодні самому поратися на земельній ділянці» 9. Установіть відповідність між деталлю і персонажем. 1 аркуш паперу в руці А Том 2 жовті шнурки на зап’ястках Б чоловік з натовпу 3 босі п’яти В Кліві 4 брудний, з грубої мішковини, одяг Г поліцейський Д вершник Завдання 10 - 12 відкритої форми. 10. Що спільного в образах Тома і Лероя Кліві? Висловіть своє ставлення до героїв. 11. Яка, на вашу думку, роль мистецтва в сучасному житті людини? 12. Твір-метаморфоза Якби я був / була … (кущем / смолоскипом / водою / пташкою / білкою….тощо – за вибором учня)
Павел Васильев. На чужом берегу. Стихотворение написано в 1932 году. Посвящено жене Галине Анучиной. Написано по поводу их разлуки - она осталась в Омске, он уехал в Москву. Больше они не виделись.
Стихотворение состоит из 6 строф. Рифмовка перекрестная. Стихотворный размер - анапест.
Средства художественной выразительности:
Эпитеты: в гиблом, пропащем снегу; дремучему краю, любимейший голос.
Метафоры:
останусь один, чтобы песня окрепла,
подвластен дремучему краю,
другие забавы и сны по плечу,
Чтоб огнями и тьмою, и рыжей волной \ Позади, за кормой убегала Россия.
Риторические восклицания: Не добраться к тебе! Царство рыбы и птицы! Ты будешь со мной!
Сравнение:
Ты похожею будешь на дальний дымок,
На старинные песни, на счастье похожа!
Композиция повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»
Выдели два правильных ответа.
Как ты считаешь, с какой целью автор вводит письмо-воспоминание (рассказ в рассказе) бывшей ученицы первого учителя аила Дюйшена?
Верных ответов: 2
1)Вставной эпизод, письмо бывшей ученицы, предстает как откровение, анализ своих ошибок, прозрение.
2)Данный элемент использован в качестве комментария к событиям сюжета для замедления повествования рассказчика-художника.
3)Такой прием дает читателю ощущение правдивости и достоверности рассказа о жизненном подвиге Дюйшена.
Объяснение: