9(4 )
одним из основных различий между диалектами принято считать
поведение безударных гласных в первом предударном слоге (т. е. в том слоге,
который находится непосредственно перед ударным). в этом положении
гласные [и], [ы], [у] не изменяют своего звучания по сравнению с тем, как они
произносятся под ударением, а вот гласные на месте ударных [а], [э], [о]
образуют много удивительно разнообразных систем.
после исконно твёрдых согласных (все согласные, кроме [ж], [ш], [ц], которые
были мягкими) в словах не бывает гласного [э], поэтому речь идёт
только о гласных на месте ударных [а] и [о].
в части диалектов они противопоставлены друг другу в безударных
слогах, т. е. на месте ударного [о] в безударном слоге произносится [о], а на
месте [а] — [а]: п[о]ход, но з[а]ход. в другой части говоров языка эти [а]
и [о] друг с другом (чаще всего в звуке [а], но это может быть и
другой звук): паход заход.
различение в безударном положении гласных, соответствующих ударным [а] и
[о], называется оканьем, оно распространено в говорах;
совпадение - аканьем (в ). оканье древнее аканья, но в основу
языка лёг диалект, в котором господствовало аканье.
предположим, что в анализируемом вами диалекте встречаются следующие
произношения: записать, трава. какая система гласных представлена
в этом диалекте? свой ответ обоснуйте.
Об имущественном состоянии героя мы получаем в тексте следующие комментарии. Максим Максимыч сказал, что Печорин – богатый человек, потому что имел много разных «дорогих вещиц». Бэла заметила, что у джигитов кафтаны серебром выложены, а у Печорина галуны золотые.
О собственном образовании Печорин признается, что ему науки надоели, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько. Какие же цели в жизни были перед Печориным? Он чувствует в душе своей «силы необъятные», но он «увлекся приманками страстей пустых».Печорин признается: «А что такое счастье? Насыщенная гордость».Печорин стремится подчинить своей воле окружающих, он не любит «женщин с характером: их ли это дело?...»
Его любовь никому счастья не принесла, потому что он «ничем не жертвовал для тех, кого любил». Он любил только для себя, «для собственного удовольствия». Для Печорина характерно противоречие между его большими потенциальными возможностями и малыми жизненными целями.
Печорин «к дружбе не Да и дружить с ним не очень-то хотят. Например, приятели берут его трех лошадей с удовольствием, но никогда с ним не ездят вместе.
Лермонтов приводит несколько примеров личной храбрости Печорина. В «Бэле» на охоту он ходил на кабана один.
Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»...
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали. «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка, — невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». Я стал было его бранить. Савельич за него заступился. «И охота было не слушаться, — говорил он сердито, — воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели... Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! — закричал я, — смотри: что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог знает, барин, — сказал он, садясь на свое место, — воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек».