М. Цветаева в своем эссе об известной повести А. Пушкина «Капитанская дочка» высказала некоторые мысли, которые мне хотелось бы напомнить и снабдить своими комментариями...
Поэтесса XX века утверждала, что для нее с самого первого, детского прочтения этой повести установилась такая, как сказали бы критики, «система персонажей»: главный герой — Пугачев, герой второго плана — Гринев, а дальше уже идут едва различимые персонажи, вроде Маши Мироновой, Швабрина, Екатерины II и др., и проч. Поэтому она, Марина, в детстве никак не понимала, почему Пушкин назвал свою повесть - « Капитанская дочка». Сама она назвала бы это произведение - «Вожатый»...
Больше всего Цветаеву удивляло, что Пушкин свою повесть о Вожатом — Пугачеве написал уже после «Истории пугачевского бунта...», то есть зная о зверствах, которые совершал в действительности реальный Пугачев... Во всяком случае множество отвратительных поступков мятежника было описано в документах, составленных и хранящихся в официальных архивах. И вот дворянин Пушкин в своем художественном произведении Пугачева преобразил и — полюбил!
Цветаевой ли не знать, что авторы очень часто больше любят в своих произведениях именно злодея, ибо он получается самым интересным , самым запоминающимся ... Поэтому Марина и оформила свое эссе, как воспоминания маленькой девочки, которая не разбирается в законах построения художественного текста. И эта «девочка» наивно и мудро пишет о дружбе « беленького» с «черненьким», Гринева с Пугачевым. Марина напоминает читателю о том, что есть
«высокое зло» , а есть - предательство. Есть враг достойный, а есть — ничтожество, о котором и говорить -то в повести не хочется. Нельзя любить того, кто подал руку, целовал, говорил о верности … и предал. И совсем другое дело — враги, каждый из которых не будет унижаться, не преклонит колен, не солжет... Такого врага можно и полюбить, даже не переходя на его сторону! О такой «любви» Гринева и Пугачева и пишет Цветаева.
Это враги, каждый из которых тщится делать другому добро, стремится быть великодушным, хочет отблагодарить за любой дружественный поступок. Пугачев хочет сохранить жизнь Гриневу и его возлюбленной, дворянин, в свою очередь, мечтает вырвать Пугачева « из среды злодеев , и его голову»...
Совершенно права Цветаева, заметившая, что после общения с бунтовщиком, Петруша как-то очень быстро поумнел и повзрослел, действует уже не как «недоросль», а как взрослый человек, как состоявшаяся личность. Он понимает, что по долгу службы он должен убить самозванца, во всяком случае он не должен испытывать к нему симпатию...но в сердце своем , к счастью, мало кто волен.
Конечно, эта повесть о том, что в любом противостоянии есть место любви и состраданию, мудрый человек не должен быть никогда ослеплен ненавистью и имеет право оставаться над схваткой, так как почти в любой войне, кроме освободительной, « правда» и « ложь» - понятия условные и исторические.
«Над схваткой» сумел остаться Пушкин в своей замечательной повести
«Капитанская дочка». Повесть, понятно, названа так потому, что представляет собой записки Гринева, для которого самым главным человеком в этой истории была все-таки любимая Маша, от всех этих ужасов бледневшая и падающая в обморок, что и полагалось делать хорошо воспитанной чувствительной дворянской девушке...
Проза любого настоящего поэта почти всегда насыщена символами и метафорами. М. Цветаева в своих статьях тоже остается поэтом, эмоциональным и субъективным. Но в этом и достоинство ее эссе.
Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!» Сейчас и я знаю, что это не пустые высокопарные слова, а действительность. История: А дело было так – родители уехали на дачу и попросили меня посидеть с маленькой сестренкой. Казалось бы – чего проще? Несколько часов провести с этой непоседливой крохой. Да, она озорная и очень активная, да, ей нужно постоянно уделять внимание, иначе начнется рев не только на всю квартиру, но и, наверное, на весь подъезд. Конечно, так «активно» сидеть с сестрой очень утомительно, но вполне мне по силам. А дело было так – родители уехали на дачу и попросили меня посидеть с маленькой сестренкой. Казалось бы – чего проще? Несколько часов провести с этой непоседливой крохой. Да, она озорная и очень активная, да, ей нужно постоянно уделять внимание, иначе начнется рев не только на всю квартиру, но и, наверное, на весь подъезд. Конечно, так «активно» сидеть с сестрой очень утомительно, но вполне мне по силам. Но так я думаю сейчас. А тогда с трудом сдерживала себя. И чем больше проходило времени, тем больше я убеждалась в том, что родители поступили со мной несправедливо. Почему не взяли ее с собой? Почему они испортили весь выходной, поручив мне это скучное и утомительное дело? Так думала я, мысленно высказывая все новые и новые претензии к родителям. Под конец мне стало казаться, что они меня совсем не любят, а только несправедливо придираются и стараются испортить мне жизнь… К вечеру я чувствовала себя очень несчастным и заброшенным человеком, влачащим в собственной семье жалкое существование. И тут, будто услышав мои мысли, мне позвонила подруга и предложила погулять. В «обычный» день я бы еще подумала, если честно. Но тут … Привычные слова Юльки «Хватит дома сидеть, пошли дышать воздухом!» прозвучали для меня как озарение, руководство к действию. Я решила, что Варя сможет пару часов побыть одна, а мне просто жизненно необходимо подышать этим самым «свежим воздухом». И я ушла, оставив маленькую сестренку совсем одну. К счастью, ничего страшного не случилось, не считая громкого рева, который Варя подняла к приходу родителей. После моего возвращения меня, конечно, ждал серьезный разговор, но, оправдываясь, я начала отчаянно врать (как сделали бы большинство моих сверстников). И, о чудо, мама поверила мне или сделала вид, что поверила. С какими байками я пришла к родителям? Я сказала, что в школе у нас намечается важная контрольная, что мне надо было пойти к Юльке, потому что у нее есть приблизительный вариант, который я должна была посмотреть и, по возможности, «прорешать». А контрольная, сами понимаете, важнее даже родной сестры. Мне показалось, что мама согласилась со мной. Итак, все закончилось благополучно, мне нужно было жить и радоваться, но… Во мне поселилось чувство вины. Невольно я начала задумываться о том, что из-за моей беспечности могло бы что-то случиться с Варей. А этого мама точно не пережила бы. И я могла потерять и ее… Кроме того, я поняла, что мои родители очень меня любят. И тут возникли угрызения совести еще и по этому поводу – как я могла подумать, что они специально заставляют меня выполнять неприятную работу, что они специально мучают меня, не хотят, чтобы мне было хорошо? Все те мысли, что мне лезли в голову, когда я сидела с Варей, показались просто бредом. Как я вообще могла додуматься до такого?! Но рассказать правду я не решалась – мне было очень стыдно, я не могла сломать какой-то барьер внутри себя. Тогда я решила, что заслужу прощение, активно маме по дому, прилежно учась. Все заметили мое старание – и родители, и учителя, и друзья. И мне стало легче, но почему-то ненамного и ненадолго. И тогда, в один прекрасный момент, я во всем призналась маме: «Мам, а помнишь тот случай…» Конечно, мама его помнила! Больше того, и она призналась, что не поверила мне, просто и ее мучили угрызения совести – имела ли она право вот так «эксплуатировать» мой выходной… Эти слова стали для меня настоящим откровением! Я поняла, что очень люблю своих родителей, свою семью, какое огромное счастье, что они у меня есть, и как хорошо, что я во всем призналась… Я почувствовала, что значит «гора упала с плеч». Слезы сами потекли у меня из глаз, и с каждой слезинкой я ощущала, как из меня выходит многонедельная тревога, вина, напряжение - несчастье. И возвращаются легкость, свет, радость… В этот момент я очень отчетливо понимала: «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!» Сразу будто падает стена, которая отделяла тебя от всех людей, от всего светлого мира. Ты вновь чувствуешь себя частью жизни – радостной и счастливой, снова заслуживаешь возможность жить с людьми. С этим ощущением ничто не может сравниться. И оно стоит того, чтобы как можно чаще делать «что-то хорошее и правдивое». Как-то так, история не моя, но та нужную тему. Удачи.
М. Цветаева в своем эссе об известной повести А. Пушкина «Капитанская дочка» высказала некоторые мысли, которые мне хотелось бы напомнить и снабдить своими комментариями...
Поэтесса XX века утверждала, что для нее с самого первого, детского прочтения этой повести установилась такая, как сказали бы критики, «система персонажей»: главный герой — Пугачев, герой второго плана — Гринев, а дальше уже идут едва различимые персонажи, вроде Маши Мироновой, Швабрина, Екатерины II и др., и проч. Поэтому она, Марина, в детстве никак не понимала, почему Пушкин назвал свою повесть - « Капитанская дочка». Сама она назвала бы это произведение - «Вожатый»...
Больше всего Цветаеву удивляло, что Пушкин свою повесть о Вожатом — Пугачеве написал уже после «Истории пугачевского бунта...», то есть зная о зверствах, которые совершал в действительности реальный Пугачев... Во всяком случае множество отвратительных поступков мятежника было описано в документах, составленных и хранящихся в официальных архивах. И вот дворянин Пушкин в своем художественном произведении Пугачева преобразил и — полюбил!
Цветаевой ли не знать, что авторы очень часто больше любят в своих произведениях именно злодея, ибо он получается самым интересным , самым запоминающимся ... Поэтому Марина и оформила свое эссе, как воспоминания маленькой девочки, которая не разбирается в законах построения художественного текста. И эта «девочка» наивно и мудро пишет о дружбе « беленького» с «черненьким», Гринева с Пугачевым. Марина напоминает читателю о том, что есть
«высокое зло» , а есть - предательство. Есть враг достойный, а есть — ничтожество, о котором и говорить -то в повести не хочется. Нельзя любить того, кто подал руку, целовал, говорил о верности … и предал. И совсем другое дело — враги, каждый из которых не будет унижаться, не преклонит колен, не солжет... Такого врага можно и полюбить, даже не переходя на его сторону! О такой «любви» Гринева и Пугачева и пишет Цветаева.
Это враги, каждый из которых тщится делать другому добро, стремится быть великодушным, хочет отблагодарить за любой дружественный поступок. Пугачев хочет сохранить жизнь Гриневу и его возлюбленной, дворянин, в свою очередь, мечтает вырвать Пугачева « из среды злодеев , и его голову»...
Совершенно права Цветаева, заметившая, что после общения с бунтовщиком, Петруша как-то очень быстро поумнел и повзрослел, действует уже не как «недоросль», а как взрослый человек, как состоявшаяся личность. Он понимает, что по долгу службы он должен убить самозванца, во всяком случае он не должен испытывать к нему симпатию...но в сердце своем , к счастью, мало кто волен.
Конечно, эта повесть о том, что в любом противостоянии есть место любви и состраданию, мудрый человек не должен быть никогда ослеплен ненавистью и имеет право оставаться над схваткой, так как почти в любой войне, кроме освободительной, « правда» и « ложь» - понятия условные и исторические.
«Над схваткой» сумел остаться Пушкин в своей замечательной повести
«Капитанская дочка». Повесть, понятно, названа так потому, что представляет собой записки Гринева, для которого самым главным человеком в этой истории была все-таки любимая Маша, от всех этих ужасов бледневшая и падающая в обморок, что и полагалось делать хорошо воспитанной чувствительной дворянской девушке...
Проза любого настоящего поэта почти всегда насыщена символами и метафорами. М. Цветаева в своих статьях тоже остается поэтом, эмоциональным и субъективным. Но в этом и достоинство ее эссе.
Но так я думаю сейчас. А тогда с трудом сдерживала себя. И чем больше проходило времени, тем больше я убеждалась в том, что родители поступили со мной несправедливо. Почему не взяли ее с собой? Почему они испортили весь выходной, поручив мне это скучное и утомительное дело?
Так думала я, мысленно высказывая все новые и новые претензии к родителям. Под конец мне стало казаться, что они меня совсем не любят, а только несправедливо придираются и стараются испортить мне жизнь… К вечеру я чувствовала себя очень несчастным и заброшенным человеком, влачащим в собственной семье жалкое существование.
И тут, будто услышав мои мысли, мне позвонила подруга и предложила погулять. В «обычный» день я бы еще подумала, если честно. Но тут … Привычные слова Юльки «Хватит дома сидеть, пошли дышать воздухом!» прозвучали для меня как озарение, руководство к действию. Я решила, что Варя сможет пару часов побыть одна, а мне просто жизненно необходимо подышать этим самым «свежим воздухом».
И я ушла, оставив маленькую сестренку совсем одну. К счастью, ничего страшного не случилось, не считая громкого рева, который Варя подняла к приходу родителей.
После моего возвращения меня, конечно, ждал серьезный разговор, но, оправдываясь, я начала отчаянно врать (как сделали бы большинство моих сверстников). И, о чудо, мама поверила мне или сделала вид, что поверила.
С какими байками я пришла к родителям? Я сказала, что в школе у нас намечается важная контрольная, что мне надо было пойти к Юльке, потому что у нее есть приблизительный вариант, который я должна была посмотреть и, по возможности, «прорешать». А контрольная, сами понимаете, важнее даже родной сестры. Мне показалось, что мама согласилась со мной.
Итак, все закончилось благополучно, мне нужно было жить и радоваться, но… Во мне поселилось чувство вины. Невольно я начала задумываться о том, что из-за моей беспечности могло бы что-то случиться с Варей. А этого мама точно не пережила бы. И я могла потерять и ее…
Кроме того, я поняла, что мои родители очень меня любят. И тут возникли угрызения совести еще и по этому поводу – как я могла подумать, что они специально заставляют меня выполнять неприятную работу, что они специально мучают меня, не хотят, чтобы мне было хорошо? Все те мысли, что мне лезли в голову, когда я сидела с Варей, показались просто бредом. Как я вообще могла додуматься до такого?! Но рассказать правду я не решалась – мне было очень стыдно, я не могла сломать какой-то барьер внутри себя.
Тогда я решила, что заслужу прощение, активно маме по дому, прилежно учась. Все заметили мое старание – и родители, и учителя, и друзья. И мне стало легче, но почему-то ненамного и ненадолго. И тогда, в один прекрасный момент, я во всем призналась маме: «Мам, а помнишь тот случай…»
Конечно, мама его помнила! Больше того, и она призналась, что не поверила мне, просто и ее мучили угрызения совести – имела ли она право вот так «эксплуатировать» мой выходной… Эти слова стали для меня настоящим откровением! Я поняла, что очень люблю своих родителей, свою семью, какое огромное счастье, что они у меня есть, и как хорошо, что я во всем призналась…
Я почувствовала, что значит «гора упала с плеч». Слезы сами потекли у меня из глаз, и с каждой слезинкой я ощущала, как из меня выходит многонедельная тревога, вина, напряжение - несчастье. И возвращаются легкость, свет, радость…
В этот момент я очень отчетливо понимала: «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!» Сразу будто падает стена, которая отделяла тебя от всех людей, от всего светлого мира. Ты вновь чувствуешь себя частью жизни – радостной и счастливой, снова заслуживаешь возможность жить с людьми. С этим ощущением ничто не может сравниться. И оно стоит того, чтобы как можно чаще делать «что-то хорошее и правдивое».
Как-то так, история не моя, но та нужную тему. Удачи.