9 класс. контрольный тест по творчеству а.с. пушкина и м.ю. лермонтова
вариант 1
1.а. с. пушкин родился
в москве 2) в петербурге 3) в михайловском
2.детство м.ю. лермонтова в пятигорске 2) в москве 3) в тарханах
3.кто из лицейских друзей а.с. пушкина посетил в январе 1825 г. поэта, находящегося под надзором полиции в михайловском?
а.а. дельвиг 2) и.и. пущин 3) к.и. кюхельбекер
4.день открытия царкосельского лицея
19 октября 1811 г. 2) 25 октября 1811 г. 3) 19 октября 1817 г.
5.где произошла дуэль м.ю. лермонтова с мартыновым?
в петербурге 2) в кисловодске 3) в пятигорске
6.могила а.с. пушкина находится
в москве 2) в михайловском 3) в святогорском монастыре (псковская область)
7.куда был сослан а.с. пушкин за «вольнолюбивые стихи» по решению александра i?
в болдино 2) на юг 3) на север
8.из какого стихотворения а.с. пушкина строки:
пока свободою горим, пока сердца для чести живы,
мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
«вольность» 2) «к чаадаеву» 3) «во глубине сибирских »
9..из какого стихотворения м.ю. лермонтова строки:
но я люблю — за что, не знаю сам -
её степей холодное
«родина» 2) «дума» 3) «монолог»
10.распределите стихотворения а.с. пушкина по тематике.
а) «я помню чудное мгновенье» б) «вольность» в) «пророк» г) «зимняя дорога»
д)«и.и.пущину»
1) тема любви2) тема свободы3) тема дружбы4) пейзажная лирика5) тема поэта и поэзии
11. какие средства поэтической выразительности использует а.с. пушкин в строках: « звучал мне долго голос нежный и снились милые черты»?
эпитеты 2) сравнения 3) метафоры
12. какие средства поэтической выразительности использует а.с. пушкин в строках: «вьюга злится, вьюга плачет»?
эпитеты 2) олицетворения 3) метафоры
13. узнайте героя романа м.ю. лермонтова «герой нашего времени» по описанию: «у него георгиевский солдатский крестик. он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль». 1) печорин 2) вернер 3) грушницкий
14. о ком говорит печорин – герой романа м.ю. лермонтова «герой нашего времени» : «…это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями…»
1) мери 2) вера 3) бэла
15. герой романа а.с. пушкина «евгений онегин»: красавец, в полном цвете лет,
поклонник канта и поэт.
ленский 2) онегин 3) зарецкий
16. какие жанры относятся к драме?
1) повесть, рассказ 2) комедия, трагедия 3) поэма, ода
9 класс. контрольный тест по творчеству а.с. пушкина и м.ю. лермонтова
вариант 2
1.м.ю. лермонтов родился
1) в пятигорске 2) в москве 3) в тарханах
2.какое учебное заведение окончил а.с. пушкин?
1) благородный пансион 2) царкосельский лицей 3) московский университет
3.летние месяцы маленький а.с. пушкин проводил в имении бабушки
1) в тарханах 2) в захарово 3) в михайловском
4.в связи с чем был отправлен м.ю. лермонтов в первую ссылку на кавказ?
1) дуэль с мартыновым 2) стихотворение «смерть поэта» 3) дуэль с барантом
5.где произошла дуэль а.с. пушкина с дантесом?
1) в петербурге 2) в москве 3) у подножия горы машук
6.могила м.ю. лермонтова находится
1) в москве 2) в пятигорске 3) в тарханах
7.о каком лицейском друге а.с. пушкин пишет такие слова: «мой первый друг, мой друг бесценный»?
1) и. пущин 2) а. дельвиг 3) к. кюхельбекер
8.из какого стихотворения а.с. пушкина строки:
тебя, пустынный уголок,
приют спокойствия, трудов и
1) «деревня» 2) «вольность» 3) «к морю»
9.из какого стихотворения м.ю. лермонтова строки:
люблю дымок спалённой жнивы,
в степи ночующий
1) «родина» 2) «утёс» 3) «листок»
10.распределите стихотворения а.с. пушкина по тематике
а) «мадонна» б) «анчар» в) «я памятник себе » г) «зимнее утро» д)«19октября»
1) тема любви 2) вольнолюбивая лирика3) тема дружбы4) пейзажная лирика
5) тема поэта и поэзии
11. какие средства поэтической выразительности использует а.с. пушкин в строках: «не пропадёт ваш скорбный труд и дум высокое стремленье»
1) сравнения 2) эпитеты 3) метафоры
12. какие средства поэтической выразительности использует а.с. пушкин в строках: «анчар, как грозный часовой, стоит — один во всей вселенной»?
1) олицетворения 2) сравнения 3) метафоры
13. узнайте героя романа м.ю. лермонтова «герой нашего времени» по описанию: «он скептик и матерьялист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку…»
1) грушницкий 2) вернер 3) печорин
14. кто из героев романа м.ю. лермонтова «герой нашего времени» говорит о печорине так: «славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен».
1) вернер 2) максим максимыч 3) грушницкий
15. герой романа а.с. пушкина «евгений онегин»:
от хладного разврата света
ещё увянуть не успев,
его душа была согрета
друга, лаской дев.
онегин 2) ленский 3) зарецкий
16. какие жанры относятся к эпосу?
1) драма, комедия 2) повесть, роман 3) элегия, ода
МИНИ ЭССЕ
Объяснение:
Владимир Набоков больше известен широкому кругу любителей хорошей литературы как писатель, но лишь немногие знают, что он среди энтомологов своими исследованиями о бабочках. Он хорошо знал их, всю жизнь охотился на бабочек, изучал их строение и образ жизни, коллекционировал редкие экземпляры. Он даже изобрел очень сложный метод исследования рисунка крыльев бабочки. Эти прекрасные и удивительные существа были так же интересны Набокову, как и писательство.
Не поэтому ли и в его произведениях бабочки появляются достаточно часто, им отведена своеобразная роль символов. Кроме рассказа «Рождество» образ бабочек представлен в романе «Приглашение на казнь», «Другие берега», «Разноцветная бабочка», «Удар крыла», «Дар». В текстах писателя вы найдете более 570 упоминаний о бабочках.
Вот одно из поэтических описаний бабочки, сделанное Набоковым, в котором проявились оба его таланта: поэтический и исследовательский:
Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой
сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен
вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.
Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
то припадая к коре, то обращаясь к лучам...
О, как ликуют они, как мерцают божественно!
Скажешь: голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.
Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!
Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.
Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,
крылья узнаю твои, этот священный узор.
Но вернемся к рассказу «Рождество» и посмотрим, в какой момент появляется из замерзшего кокона прекрасная и редкая бабочка. Это случается в минуту наибольшего, наисильнейшего выражения той бури переживаний, которая охватила Слепцова. Он понял, что не сможет больше жить, что умрет, умрет прямо в ночь на Рождество. И эта антитеза тотчас же находит свое дальнейшее развитие: бабочка из кокона появляется внезапно, в момент полного изнеможения страдающего человека. Она разворачивает свои темные бархатные крылья, и тогда наступает катарсис – Слепцов испытывает облегчение.
Из всего вышесказанного сделаем вывод: бабочка - символ души, воплощение душ умерших, символ дыхания, бессмертия, возрождения и воскресения.