9. Установіть відповідність. Назва твору
А «Думка»
Б«Жар-птиця»
в «Гном у буфеті»
«Тиша морська»
Д«Теплота родинного
інтиму...»
Уривок з твору
1 Тече вода в синє море,
Та не витікає,
Шука козак свою долю,
А долі немає.
2 Певне, се краіна світла
Та злотистої блакиті,
Певне, тут не чули зроду,
Що бува негода в світі!
з Матері розказувать не треба,
Як душа світліє перед днем
В хаті, що прив'язана до неба
Світанковим маминим вогнем.
4 «Вона яскра-яскра-яскррава!
«Таку чужу нескромну птицю
Тримать годиться тільки в клітці!»
На первый взгляд дети относятся ответственно к порученному заданию. Им "предстоит жить и воспитываться на примерах", вот они и переживают, что эти примеры "могут пропасть".
Дети у Бориса Васильева отнюдь не стандартные отрицательные герои современной прозы: они не стяжатели или эгоисты, не инфантильные иждивенцы или агрессивные вещепоклонники. Пионеры у Васильева убеждённо выполняют свой долг. В этом и заключается парадокс: из благих побуждений, из-за бескомпромиссной дисциплинированности они совершают злое, страшное дело.
В эпилоге раскрывается конфликт рассказа и с пугающей чёткостью выражена его проблема. Активность пионеров не вдохновлена никакой высокой целью. У них есть конкретное задание, но нет гуманистической направленности, во имя которой следует это задание выполнить. У них есть энергия, желание, но нет души.
В рассказе "Экспонат №..." Борис Васильев обличает бесчеловечную разлагающую силу формализма. Для Анны Федотовны письма -- это память о сыне, целая жизнь, а для юных пионеров всего лишь забытый экспонат.