90 ! анализ стихотворения по плану "перемена" ! ! план анализа стихотворения: если автор принадлежит к какой-либо группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. цитаты из текста, выводы. тема стихотворения: - пейзаж; - общественно-политическая; - любовная/интимная; - философская. сюжет: - есть сюжет: образы событий ; - без сюжета: образы чувств 4. художественные средства, с которых созданы эти образы: какую лексику использует автор: - бытовую, повседневную - , книжную - публицистическую - архаизмы, устаревшие слова композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. сопоставлен или противопоставлен смысл строф. значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. композиция: размер, рифма, ритм. размер: акцентный стих; _ _' _ амфибрахий; _ _ _' анапест; верлибр (свободный или белый стих); '_ _ _ дактиль; дольник; '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге); рифма: аабб - парная; абаб - перекрёстная; абба - кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент). 6. поэтическая лексика. необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; - определить своеобразие и активность использования тропов. тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; - гипербола - художественное преувеличение; - ирония - скрытая насмешка; - литота - художественное преуменьшение; - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; - паралеллизм; - сравнение; . - эпитет - художественное определение. 7)стилистические фигуры: поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) - антитеза/противопоставление; - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; - повторы/рефрен; - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. 8. поэтическая фонетика: использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, своеобразный звуковой "рисунок" речи. - - повторение одинаковых согласных; - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; - ассонанс - повторение гласных; - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 9. образ лирического героя, авторское "я". - сам автор, - рассказ от лица персонажа, - автор играет какую-то роль. 10. направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Пословицы образно высказывают мораль,назидательно поучают.Темы пословиц бывают о Родине,о труде и лени,о глупости и уме,о дружбе,о семье,о грусти и печали.
Пословицы состоят из рифмующихся частей,поэтому легко запоминаются.Меткий смысл,краткость,мудрость и опыт -главная прелесть пословиц.
Поговорка не передаёт мысль,подтверждающую истину,не несёт морали и поучения.Поговорка-это краткое изречение,меткое выражение,а пословица-это законченная мысль,суждение,где на народном опыте сделан вывод.
2)Пословицы по смыслу:
Трудолюбие:
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
-К большому терпению придет и уменьем.-Делу-время,потехе-час.
-Маленькое дело лучше большого безделья.
Ученье,знания:
-Красная птица перьем,а человек ученьем.-Без наук как без рук.-Корень учения горек, да плод его сладок.
Глупость:
-На голове густо,а в голове пусто.-В трех соснах заблудился.-Лоб что лопата,а ума небогато.
Дружба:
-Не мил и свет,когда друга нет.
-Один в поле не воин.
Родина:
-Родимая сторона-мать,а чужая-мачеха.
-На чужой стороне и весна не красна.
Лень:
-Лежебоке и солнце не в пору всходит.
-Дело не медьведь,в лес не уйдет.
Нерадивость:
-Говорил день до вечера,а слушать нечего.-Молодец на овец,а на молодца-сам овца.
Трусость:
-Волков боятся,так и в лес не ходит.-Пуганая ворона куста боится.-На печи не храбрись,а в поле не трусь.
3)Примеры и смысл пословиц.
"На чужой каравай,рот не разевай"-не зарься на чужое добро,живи своим.
"Старый друг лучше новых двух."Друг,близкий человек,всегда поймёт и придёт на дружба проверяется временем,а новые друзья-хорошо,но не известно,настоящие или нет.
"Доверяй,но проверяй"-Доверие-это одно из главных человеческих качеств,но люди могут и обманывать,поэтому необходимо проверять,пока человек не заслужил полного доверия,а в работе всегда надо проверять результат,можно и ошибиться,лучше проверить и спать спокойно.
4) Басни И.Крылова:
" Сильнее кошки зверя нет"-"Мышь и крыса".
" А Васька слушает да ест" -"Кот и Повар"
"У сильного всегда бессильный виноват"-"Волк и ягнёнок"
"Слона то я и не приметил"-"Любопытный".
" А воз и ныне там"-"Лебедь ,рак и щука".
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь. свободной и своенравной. Но эта нелюбовь не даёт её "взлететь" и полностью сковала её душу.. Слишком мало слов и нет определённости во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы. "Замирания" и "крики" свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы. И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света даёт право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа.