A. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Задание на "3"
1. Какова основная мысль рассказа «Гранатовый браслет»?
A) изображение «маленького человека» Б) любовь сильнее смерти
B) представление дворянства не к возвышенным чувствам
2. Почему Желтков дарит гранатовый браслет?
A) стремится напомнить о себе Б) мечтает подчеркнуть избранничество Веры
3. Кому принадлежат слова: «Любовь должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире!»
a) князь Мышкин б) Вера Николаевна в) генерал Аносов
4. Какую музыку использует Куприн для утверждения основной идеи
«Гранатового браслета»?
A) П. И. Чайковский. «Реквием» Б) Г. В. Свиридов. «Метель»
B) Л. Ван Бетховен. «Соната № 2»
5. Почему Желтков кончает жизнь самоубийством?
A) жизнь без любви потеряла смысл Б) не в состоянии перенести разлуку
B) понимает кощунственность своих мыслей
6. Как вы думаете, какой момент рассказа «Гранатовый браслет»
является кульминационным?
A) Эпизод с пианисткой Б) посещение княгиней Верой мёртвого Желткова
B) Получение Верой Николаевной подарка Желткова
Задание на «4» и «5»
1. Как рисует Куприн главную героиню рассказа, Веру Шеину?
2. Как был воспринят Верой и ее семьей подарок - гранатовый браслет? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали?
3. Что говорит генерал Аносов о любви?
4. Кому и почему в рассказе сочувствует автор?
5. Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании настроения играет музыка?
6. Согласны ли вы с тем, что в рассказе изображен жестокий мир? Если да, то в чем вы эту жестокость увидели?
7. Как вы считаете, что является самым волнующим в рассказе?
8. В чем трагизм темы любви в данном рассказе?
9. Как повлияла смерть телеграфиста на Веру Шеину?
ПРИМЕР:
Из лавок высовываются сонные физиономии, И скоро около дровяного склада, словноиз земли выросши, собирается толпа.
(А. П. Чехов. "Хамелеон").
Противительные союзы выражают отношения противопоставления, несоответствия, различия: Но, а, да (в значении «но») , однако, зато, же.
ПРИМЕР: «Кто писал не знаю, а я дурак читаю» .
(А. П. Чехов. "Жалобная книга").
Разделительные союзы выражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков: Или, либо, ли.. . ли, то.. . то, не то.. . не то, то ли.. . то ли.
ПРИМЕР:
«Что ты ржешь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызешь своих удил?
Али я тебя не холю?
Али ешь овса не вволю?
Али сбруя не красна?
Аль поводья не шелковы,
Не серебряны подковы,
Не злачены стремена? »
(А. С. Пушкин. "Конь")
ИЛИ:
Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит (Лермонтов) .
ИЛИ: Залает пес домовый, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубровы, иль птица робко пролетит (Языков) .
ТАРАС БУЛЬБА
"...Тарас Бульба. Все давало ему перевес пред другими: и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам..." "...Тарас полковник, – дай Боже ему побольше веку и чтоб таких полковников было побольше на Украйне!.."
"...Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов..."
"...Это все дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари, и философия – все это ка зна що, я плевать на все это!.."
"...он считал себя законным защитником православия... <...> ...бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства..."
"...старый Тарас готовил другую им( сыновьям ) деятельность. Ему не по душе была такая праздная жизнь – настоящего дела хотел он..."
"...Бульба был упрям страшно..."
"...Вечно неугомонный..."
непреклонный, неколебимый, крепкий как дуб..."
"...Даже самим козакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением..."
ОСТАП и АНДРИЙ.
"...Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию, потому что все почетные сановники тогдашнего времени считали необходимостью дать воспитание своим детям, хотя это делалось с тем, чтобы после совершенно позабыть его..."
"...Да он славно бьется! – говорил Бульба, остановившись. – Ей-богу, хорошо!.." "...Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил"( Остап ) "...они стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения..." "...Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, – ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его..." ""...Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время..."" ( Остап ). "...Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы <...> Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях.." " ( Андрий). "...Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые..." "...Царица! – вскрикнул Андрий, полный и сердечных, и душевных, и всяких избытков..." "...Нет, они не погасли, не исчезли в груди его, они посторонились только, чтобы дать на время простор другим могучим движеньям; но часто, часто смущался ими глубокий сон молодого козака, и часто, проснувшись, лежал он без сна на одре, не умея истолковать тому причины..." "...слушала дева открытую сердечную речь, в которой, как в зеркале, отражалась молодая, полная сил душа..."" "...дивился Андрий с полуоткрытым ртом величественной музыке..."""...Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с изобретательного ума своего умел увертываться от наказания..."...не в меру было наклончиво сердце Андрия на женские речи..." "...Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет..." "...он произносил чье то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки..."
"...Янкель! скажи отцу, скажи брату, скажи козакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец – теперь не отец мне, брат – не брат, товарищ – не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться!.." "...Так это выходит, он, по твоему, продал отчизну и веру?.." "...А что мне отец, товарищи и отчизна! <...> Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты! <...> И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!.."