Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной. здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака…. выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. сюда –то, в это нехорошее место, и пришли настя и митраша, охотники за клюквой. природа предвещает недоброе. ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.
Почему люди настолько разные? герои, трудоголики, тунеядцы… влияет ли детство на становление личности? несомненно, влияет! ведь характер и социальные качества формируются с малолетства. в процессе воспитания родители прививают ребенку понятия о добре и зле, справедливости и беззаконии, чести и бесчестии. родители мечтают вырастить чадо счастливым, стараются обеспечить всем самым лучшим: ярким детством, хорошим образованием, престижной работой. но многие совершают грубейшую ошибку, когда чрезмерно опекают, потакают прихотям и ребенка от труда. это неверно. маленький человечек должен ценить заботу родителей и понимать, что благополучие достигается трудом. старших – заложить в будущего гражданина ростки трудолюбия, благородства и целеустремленности. ярким примером неверного воспитания служит роман и.а.гончарова «обломов». с раннего детства родители души не чаяли в своем илюше. он рос барином: ни одеться самостоятельно, ни воды налить, ни оброненную вещь подобрать ему не дозволяли. порицалось любое проявление активности. зато няньки зорко следили, чтоб дитя хорошо поело, поспало после обеда и не перетрудилось в обучении. в обломовке труд для хозяев считался наказанием и отождествлялся с рабством. воспитывался мальчик на сказках и легендах, что породило в нем бесплодные мечтания. в итоге пределом желаний ильи ильича обломова стало полное спокойствие и хорошая еда. пассивный, не способный на поступок человек ничем не интересуется, даже книгу дочитать не может. вся его деятельность заключается в отдыхе на диване. казалось, нахлынувшие чувства к ольге ильинской заставят обломова измениться, но любовь лишь ненадолго вырвала его из затворничества… главному герою гончаров противопоставляет друга и ровесника - штольца. детство андрея не было безоблачным и прошло в утомительной учебе. небогатый обрусевший приобщал сына к труду, обучал наукам, , языку. с матерью андрей изучал священную , . она привила ему любовь к искусству и красоте. штольц-старший был равнодушен к отпрыску и нередко «прикладывал руку». по его настоянию юноша рано покинул отчий дом, выучился, стал деятельным, «нажил дом и деньги». суровому воспитанию андрей сформировался умным, сильным и прогрессивным человеком. из примеров видно, что истоки воспитания прививают детям разные идеалы. именно эти идеалы формируют в дальнейшем характер и жизненную позицию человека. недаром критик в.г.белинский говорил, что воспитанием решается участь каждого человека.