А) Прочитайте два текста. Напишите сравнительный анализ текста A и текста б. Проанализируйте их сходства и различия в содержании композиции языке и стиле.
1. гринев и швабрин – дворяне, близки по возрасту, образованию, умственному развитию. впервые мы знакомимся со швабриным в белогорской крепости, куда он был переведен на службу за "смертоубийство". перед нами "молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым". швабрин " не глуп", и его разговор всегда "остер и занимателен". однако шутки и замечания его циничны, язвительны и часто беспочвенны, как замечает вскоре петр гринев — главный герой повести. а вот гринев, несмотря на то что нам не дано описание его внешности, представляется типично человеком. петр гринев - мужественный человек, чувством долга, умеющий любить. он живет по отцовскому совету: «береги платье снову, а честь смолоду». это действительно «природный дворянин» в лучшем смысле этого слова. 2. детство и образование петруши ничем не отличалось от детства и образования таких же, как он, провинциальных дворянских детей: “с пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному савельичу, за трезвое поведение мне в дядьки. под его надзором на двенадцатом году выучился я грамоте и мог здраво судить о свойствах борзого кобеля. в это время батюшка нанял для меня француза, мосье бопре, которого выписали из москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла”. по исполнении семнадцати лет отец отправляет петра защищать отечество, служить императрице. о жизни швабрина почти ничего не известно, лишь то, что он попал в крепость из-за дуэли. швабрин умен,возможно, получил хорошее образование, но у читателя почему-то сразу вызывает антипатию. 3. отношения с обитателями крепости тоже характеризуют двух молодых людей совершенно по-разному. для гринева семья мироновых стала родной, он искренне и глубоко полюбил машу, ради нее готов пожертвовать жизнью. швабрин презирал всех, с кем свела его судьба в белогорской крепости, они ничего для него не значили, кроме маши. но и ее он не любил — любящий человек никогда не позволит себе сказать: « маша миронова ходила к тебе в сумерки» то вместо нежных стишков подари ей пару серег». для швабрина маша была чем-то вроде красивой вещи, с которой он сделал бы что угодно, лишь бы переделать ее на свой вкус. cразу настораживает злая насмешливость швабрина, который издевательски описывает гриневу семейство коменданта. вскоре петр андреевич убеждается, что мироновы - простые и добрые люди, а злословие швабрина вызвано тем, что дочь коменданта, маша, отказалась выйти за него замуж. 4. гринев и швабрин выступают в повести как герои - антиподы. принадлежность к дворянскому сословию и офицерскому званию лишь формально объединяет их, потому что для швабрина честь - пустой звук, а для гринева - это стержень, позволяющий выстоять в трудных, а порой и безнадежных ситуациях. проблема чести, поднятая в повести «капитанская дочка», глубоко волновала а. с.пушкина: вскоре после окончания произведения он погиб на дуэли, защищая доброе имя своей жены. гринев - прямой и честный юноша, способный к искренней любви, не боящийся рисковать жизнью ради чести. швабрин же показал себя как коварный и трусливый интриган, мстительный и лживый.
Вконце зимы 1824 года по москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. автором этой пьесы был александр сергеевич грибоедов. талантливый дипломат и писатель не случайно избирает местом действия своей пьесы московские гостиные. колыбелью автора была аристократическая москва. москва просвещенная и вольномыслящая воспитала его ум и сердце. москва народная, героическая укрепила его любовь ко всему . комедия «горе от ума» — суровое обличение того мира, в котором процветают крепостники. пьеса расходилась в списках по всей стране, но не только потому, что вопросы, поднятые в ней, были невероятно актуальными, но и потому, что комедия отличается удивительной реалистичностью. главное действующее лицо пьесы даже не чацкий, который, безусловно, высказывает близкие автору мысли, а вся москва, все люди, населяющие ее. вначале образ столицы складывается из портретов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах эти портреты оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом обеде в доме богатого московского барина павла афанасьевича фамусова. «на всех московских есть особый отпечаток», — говорит хозяин дома, умеющий давать людям меткие характеристики. действительно, москвичи не похожи на жителей других городов. в монологах чацкого и фамусова описания отдельных людей, которые обозначают для читателя общие черты принадлежности к «московским». чацкий и фамусов говорят о них по-разному, ведь фамусов — «старинный, верный член» клуба, который «весь свой век пропрыгал на ».а тон чацкого становится все более и более суровым. следующий, кого упоминает герой пьесы, — любитель крепостного театра, чей «дом зеленью раскрашен в виде рощи», но сам он «толст, его артисты тощи». упоминает чацкий и о принятой в москве системе воспитания, когда родители стремятся набрать детям «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». москвичи видят спасение в немцах и французах, а результат — не только отсутствие представлений о национальной культуре, но и дикое «смешение языков: французского с нижегородским».