А) Прочитайте текст. ответьте на вопросы по его содержанию: 1) Какой заголовок, будет отражать содержание всего текста? [1]
2) Какую занимает Казахстан площадь и с какими странами граничит? [1]
Текст
Казахстан расположен в центральной части Евразии. Протяженность его границ составляет 12, 2 тысяч километров, 600 км из которых пролегают по Каспийскому морю. Природные и климатические условия Казахстана в значительной мере определяются его глубоким материковым расположением. Практически половину территории страны занимают пустыни и полупустыни, а четверть территории – степи. Высокогорные области занимают около 10 % территории. В Тянь-Шанских горах, которые находятся на юго-востоке Казахстана, расположена самая большая вершина страны – пик Хан-Тенгри. Его высота достигает почти семи тысяч метров (6995м над уровнем моря).
Наличие таких вершин говорит о том, что эта горная система образовалась относительно недавно. И действительно, процесс образования Тянь-Шанских гор, который начался в неогене, продолжается и сейчас. Об этом свидетельствуют тектонические колебания земной коры. (землетрясения). На юго-востоке, на границе Казахстана и Китая, расположен большой горный массив – Джунгарский Алатау, вершины которого покрыты ледниками.
На востоке расположена более древняя горная система – Алтайская. Средняя высота горных вершин здесь от 2500 до 3500 метров, а наивысшая точка достигает высоты 4506 м.
Казахстан занимает огромную площадь и поэтому граничит с регионами, которые сильно отличаются по своим климатическим условиям: с Западно-Сибирской низменностью на севере страны и с Центральной Азией – на юге. Под воздействием холодных и теплых воздушных масс сформировался резко континентальный климат Казахстана, который характеризуется жарким летом, холодными зимами, большими сезонными и суточными перепадами температур, а также неравномерным распределением осадков.
Гидрография Казахстана представлена множеством рек и озер. В число озер Казахстана входит и Аральское море, которое еще недавно было на третьем месте среди самых больших озер мира. Но в результате изменений климата и хозяйственной деятельности человека, количество водных артерий, которые питали Аральское море, резко сократилось. Реки Чу, Сары-Су, Талас больше не питают Аральское море, а поступление воды из Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи сильно уменьшилось. Сыр-Дарья и Чу относятся к крупнейшим рекам Казахстана, наряду с Иртышем, Тоболом, Уралом и Ишимом.
Флора Казахстана представлена шестью тысячами видов. Но их распределение по природным зонам неравномерно. На пустынную зону, которая занимает значительную часть территории Казахстана, приходится всего лишь 250 видов, которые при к жизни в суровых пустынных условиях. В основном это травы, среди которых несколько видов полыней. Деревья представлены одним видом – черным саксаулом.
Степная растительность особенно разнообразна в весенний период, когда выпадает много дождей. В это время в степях расцветает множество эфемерных растений. Среди растительности лесных зон большие площади занимают хвойные (кедр, сосна, пихта).
Почвы Казахстана достаточно разнообразны, но большая часть площадей приходится на бедные песчаные и засоленные почвы. Для почвенных ресурсов Казахстана характерно ярко выраженное широтное зонирование. Черноземы локализованы на севере страны, а по мере продвижения на юг, переходят в каштановые грунты, затем в бурые почвы полупустынь, солончаки и песчаные пустынные почвы. К сожалению, варварское использование природных ресурсов Казахстана во времена Советского Союза, привело к разрушению почв. Примитивные методы земледелия, распахивание степей под посевы зерновых, послужили причиной эрозии грунтов и разрушения экосистем, которые существовали сотни лет.
B) Составьте сложный план текста. Определите его основную мысль.
Вспомним, как начинается рассказ. Автор описывает картину беззаботного веселого детства. Главному герою рассказа было всего десять лет, а его брату и того меньше - около восьми. Дети были абсолютно беспечны, каждый день приносил им огромную радость. Они сами выдумывали себе развлечения. Во многом столь разнообразные игры были порождением их фантазии. Именно так бывает в детстве, когда воображение ребенка рисует перед ним разные картины, одна другой краше.
Мировоззрение ребенка - это удивительный мир, в котором пока нет места несчастьям и горестям. Именно поэтому мальчикам было так тяжело смотреть на несчастного калеку, лишенного от рождения обеих рук. Безрукий шляхтич Ян Залуский произвел на мальчишек тягостное впечатление. Они были поражены и испуганы зрелищем несчастного, прикованного к коляске. Обиженный Богом человек рассуждает о счастье, в то время как нормальные, ничем не обделенные люди стараются исключить из своего сознания даже саму мысль о том, что оно, т. е. счастье, возможно.
Встреча с «феноменом» оказалась тяжелым испытанием для детей, которые пока еще не знали всех тягот жизни. Теперь уже во сне им начали сниться глаза «феномена» , «то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью... » Сам автор называет эту встречу «первым противоречием жизни, острой занозой, вонзившейся в детские сердца и умы... »
Весь рассказ Короленко пронизан мыслью о назначении человека и о смысле его жизни. Жизнь безрукого калеки кажется жалкой, и само его существование может показаться бессмысленным. Но так ли это на самом деле? Да, действительно, «феномену» намного труднее заработать себе на жизнь, чем нормальным людям. Но если вспомнить, с какой щедростью он подает милостыню старику-нищему с ребенком, то станет ясно, насколько он может быть великодушен.
Жизнь калеки не имеет ничего общего с жизнью нормальных людей, его окружающих. Но тем не менее он находит в себе силы не только жить, но и кормить своих племянников.
«Феномен» не случайно пишет детям свой афоризм о счастье. Он всерьез считает, что «человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него» . Понятие «счастье» в устах «феномена» звучит очень странно. Для него самого счастье недостижимо, но он верит, что другие смогут его достичь. Противоречие жизни заключается именно в том, что человек, который может по-настоящему оценить счастье и быть судьбе благодарным за него, не в состоянии обрести это счастье. В чем может заключаться счастье, если внимательно посмотреть на героев рассказа? Счастье может быть и в иллюзорном мире детских игр, в котором пребывают дети в самом начале произведения. Счастье - это удивительная гармония человека с окружающим миром и с самим собой.
Смысл жизни человеческой в том, чтобы любой ценой преодолевать любые препятствия, даже те, которые были предназначены судьбой с самого рождения. Жизнь Яна Залуского наверняка никогда не была счастливой. Откуда же в нем это стремление к счастью, уверенность, что человек его достоин? Эта уверенность произрастает из его сильной души.
Лариса - одинока в мире чистогана. Она со своей чистою душой не может здесь жить, поэтому ее гибель стала избавлением от той грязи, которая ее окружала.