- А сейчас тебе предстоит прочитать отрывок сказки и ответить письменно на
несколько во по ходу чтения. Итак, сказка начинается.
Небольшой немецкий городок. В доме Зильбергауса - праздник. Множество
гостей приглашено на елку. Роскошно убранная, она вызывает восторг детей
Зильбергауса (1.Вспомни их имена и запиши в тетрадь.).
Детвора резвится, любуясь полученными подарками. Появляются гости.
Часы бьют полночь. Но среди гостей не видно старика – крестного маленькой
Мари (2.Запиши в тетрадь его фамилию.).
А вот и он! Его появление вносит оживление. Старый чудак всегда
придумает что-нибудь забавное. Вот и сегодня в костюмах Арлекина и
Коломбины заведенные куклы танцуют. Дети в восторге, но Зильбергаус,
опасаясь, что замысловатые игрушки испортятся, приказывает унести их до поры
до времени. Это вызывает огорчение Мари и Фрица. Желая утешить детей,
Дроссельмейер вынимает из чемодана новую смешную куклу. Она умеет
раскалывать орехи. (3.Запиши её название.).
Старик показывает детям, как нужно приводить куклу в действие. Озорной
Фриц хватает Щелкунчика и вкладывает ему в рот самый большой орех. У
Щелкунчика ломаются зубы. Фриц бросает игрушку. Но Мари поднимает с пола
изуродованного Щелкунчика, повязывает ему голову платком и укладывает спать
на кровать любимой куклы. (4.Каким представляешь Фрица? 5.Какие
качества можно отметить у Мари?)
Гости исполняют старинный танец. Бал окончен. Все расходятся. Детям пора
спать…Маленькой Мари не спится. Она встает с постели и подходит к
Щелкунчику, оставшемуся в темном зале. Но что это? Из щелей на полу
появляется множество блестящих огоньков. Это большие глаза мышей. Как
страшно! Их становится все больше и больше. Комната наполняется мышами.
Мари бежит к Щелкунчику искать защиты. Лучи луны заливают своим
волшебным светом зал. Елка начинает расти и достигает исполинских размеров.
Куклы и игрушки оживают, зайчики бьют тревогу. Часовой у будки салютует
ружьем и стреляет, куколки бегают в испуге, ища защиты. Появляется отряд
пряничных солдат. Мышиное войско наступает. Мыши одерживают победу и с
торжеством пожирают трофеи – куски пряников. Щелкунчик приказывает
зайчикам снова бить тревогу. Крышки слетают с коробок, в которых лежат
оловянные солдатики: здесь и гренадеры, и гусары, и артиллеристы с пушками.
(6.Какие качества проявляет Щелкунчик? 7.В каком мире оказалась Мари?
8.Почему этот сказочный мир не мог увидеть Фриц?)
- Теперь вспомни битву Щелкунчика с мышиным королём. (9. По какой
причине происходит битва?)
- После этого Мари утром и думает, что всё её приснилось.
Приходит крестный и рассказывает ей историю Щелкунчика. Всё, что произошло
в новогоднюю ночь, оказалось правдой. Добрая и мужественная Мари смогла
полюбить безобразного Щелкунчика. Она сказала ему, что никогда бы не
оставила его в беде, как принцесса Пирлипат. Благодаря преданности и любви
Мари, безобразный Щелкунчик вновь обретает свой прежний облик-становится
прекрасным принцем. Он становится перед Мари на колени. (10.Что он
предлагает ей при этом?)
- Кого бы ты назвал (назвала) «музыкантом» (с точки зрения автора)?
(11.Запиши имена этих героев)
Ребят Люди
Николай Рубцов "Звезда полей"
История создания:
Удивительное стихотворение Н.Рубцова "Звезда полей",где поэт стирает грань между небом и землёй,обращаясь к звезде полей. Автор посвятил стихотворение вере человека,которая ведёт его по жизни и преодолевать все трудности.Ранняя лирика поэта,написано в 1964 году.
Тема стихотворения -любовь в родному краю,родине,восхищение красотой природы.
Главная мысль:
У каждого из нас своя звезда полей,дающая цель в жизни и согревающая душу.Смысл пока у нас есть вера,мы надеемся на лучшее и не теряем себя,становясь счастливыми.Счастлив тот,у кого всегда горит и не гаснет "своя" звезда полей.
Лирический герой-сам автор,напоминающий нам,что память о любимом уголке родины,живёт в сердце и приходит на в трудные минуты.
Композиция:последовательное повествование,четыре строфы,16 строк.Монолог героя,двучастная композиция,обращение лирического героя к читателю.
Жанр стихотворения: элегия,передающая грусть лирического героя,его воспоминания.
Стихотворный размер: четырехстопный ямб.Двухсложный размер-ударение падает на чётный слог.
Рифма:перекрестная,рифмовка между 1 и 3 строками и 2 и 4 строками.Чередование мужской и женской рифмы.
Схема: АВАВ.
Средства художественной выразительности:
Используя я художественные тропы,автор рисует пейзаж,передаёт эмоции героя.Антитеза "тревожные жители"-"приветливый луч" подчёркивает мысли автора,а восклицания и недосказанность отображает задумчивость героя,передаёт ощущение ночной тишины.
Эпитеты:
"звезда полей","мгла заледенелая","тревожные жители","луч приветливый", "восходит ярче","на свете белом"," моих полей".
Метафоры:
"звезда смотрит в полынью", "двенадцать прозвенело", "горит над золотом осенним", "горит над зимним серебром", "лучом приветливым касаясь".
Олицетворения:
"звезда смотрит","сон окутал","звезда горит,не угасая","городов поднявшихся".
Настроение,впечатление от стихотворения:
Для поэта маяком жизни стала Полярная звезда,к которой он обращался с молитвами,которая скрашивала его беды и одиночество найти себя.Звезда -это не холодное небесное светило,а вера,надежда,мечта,дарящие тепло и свет в жизни.Рубцов называет звезду своей земной спутницей,которая показывает путь и обрести покой и радость.Стихотворение пронизано нежной грустью,любовь автора к родине передаётся читателю,оставляя неизгладимое впечатление и душевных строк.Рубцов вселяет надежду в людей обрести свою звезду.
НОВЕРНО Объяснение:
Сказки — это часть нашей повседневной жизни, они сопровождают нас с самого детства и ребёнку познать жизнь. Но не менее интересными и познавательными могут стать и сказки для взрослых, особенно сказочные пьесы. В основной школе, к сожалению, мало внимания уделяется драматургии, поэтому учащимся сложно анализировать пьесы.
Особого внимания на уроках внеклассного чтения в 10 классе заслуживает творчество Е. Шварца. Многие дети с удивлением узнают, что знакомы с произведениями драматурга ещё с раннего детства.
Объяснение: