писатель определил жанр своего произведения как «крохотка», то есть маленькое, крохотное произведение, миниатюра, зарисовка, маленькое произведение, которое можно соотнести со стихотворениями в прозе
И. С. Тургенева. «Крохотки» Солженицына совмещают в себе элементы эпоса и лирики, находятся на грани, на границе этих родов. Обладая минимальным сюжетом, они стремятся выразить глубокие философские мысли и чувства.
Писатель раскрывает в крохотке «Шарик» тему свободы, доказывая основную мысль, что свобода – это самое главное желание, стремление и право каждого живого существа.
Стихотворение в прозе «Враг и друг» Тургенев написал в феврале 1878 г. Это было тяжёлое время в жизни писателя. После выхода романа «Новь» критики ополчились на Тургенева, так что он даже решил оставить творчество. Он писал редактору журнала «Правда», что положил перо и больше за него не возьмётся.
Литературное направление и жанр
Стихотворение прозе «Враг и друг» по жанру ближе всего к притче. Ситуация наивысшего напряжения сил лирического героя аллегорическая. Это одновременно аллегория случившихся с человеком невзгод и реакции на них друга и врага, а ещё – аллегория внутренних переживаний лирического героя, отражённых в материальном мире. Именно поэтому «Враг и друг» остаётся лирическим произведением, несмотря на близость к притче (эпосу).
Принадлежность произведения к реалистическому направлению несомненна. Именно аллегорическая форма позволяет выявить типичные заблуждения человека относительно дружбы.
Тема, основная мысль и композиция
Произведение имеет сюжет: приговорённый к пожизненному заключению умудряется бежать из тюрьмы и от стражей (двойное освобождение). Река на пути – аллегория испытаний, трудностей, препятствий. Гнилая доска через реку – аллегория того невидимого и узкого пути, который отделяет человека от смерти и небытия каждый миг его жизни.
Произведение можно условно поделить на три части. В первой части описываются обстоятельства побега и гибели героя. Во второй части рассматривается реакция на смертельную опасность врага и друга. Враг не и не помешал человеку на его жизненном пути, а друг его гибели. Третья часть – восприятие гибели героя другом. Рассуждения друга моралью не являются, но подталкивают читателя к сопереживанию, превращают притчу в стихотворение в прозе.
Тема стихотворения – истинная и ложная дружба. В заголовке стоит первым слово враг. Смысл этой очерёдности в том, что враг, в отличие от друга, как раз был настоящим, типичным, его поведение – ожидаемым.
Основная мысль: только сложная жизненная ситуация проявляет истинность дружбы, но в такие моменты бывает уже поздно рассуждать о дружбе. Неверный друг может стать даже причиной гибели, но воспримет своё предательство как благо.
Тропы и образы
Эпические события в первых абзацах развиваются стремительно. По законам притчи, автору нет нужды объяснять, почему человек оказался в тюрьме, совершил ли он какие-нибудь преступления, вызывает ли заточение сочувствие читателя или справедливое негодование. Также непонятно, как человек убежал из тюрьмы. Читатель принимает эти условия как данность, ассоциируя себя в какой-то мере с героем стихотворения в прозе.
Среди исследователей есть любопытное наблюдение, что знаки препинания в стихотворении в прозе играют неожиданную роль. Это не только паузы, но и графическое изображение пути героя. Так многоточия аллегорически обозначают расстояние, которое оделяет героя в первом, втором и пятом случае от преследователей, а в третьем, четвёртом и шестом – от смерти. Тире появляются в предложениях перед союзами но, и, стоящими между однородными членами, противопоставленными друг другу: узкая – но глубокая река, засмеялся самодовольно – и пошёл прочь, присел на бережку – и начал горько плакать. В первом случае тире – аллегория шаткой гнилой доски через реку, во втором и третьем – разрыва, границы между погибшим и врагом, героем и неверным другом.
Такое графическое использование знаков препинания является своеобразным изобретением Тургенева и может совсем не учитываться читателем. Это только дополнение к общему аллегорическому смыслу.
Тургенев умело использует глаголы движения в сочетании с наречиями: вырвался, стремглав пустился бежать, мчалась по пятам, начали отставать, занёс ногу, бухнул, утонул. Другая группа глаголов связана с беседой человека с другом: закричал во всё горло – простонал – возопил – горько плакать – безутешно рыдать. В произведении важны как действия, так и реакция на них.
Эпитеты редки, но тоже наполнены аллегорическим смыслом. Река узкая, но глубокая, доска тонкая и гнилая. Это сочетание даёт надежду. Ведь река всё-таки узкая, можно успеть перебежать! Друг лучший, ревностный, враг самый жестокий, волны бурные, тюрьма ужасная, душа добрая. Все эти постоянные эпитеты создают типичную, ожидаемую картину человеческих отношений. Враг в рассказе ожидаемо жестокий, а вот друг не только убивает своей заботой, но и считает своё убийство благом для друга. Вся притча – иллюстрация пословицы «Друг познаётся в беде».
писатель определил жанр своего произведения как «крохотка», то есть маленькое, крохотное произведение, миниатюра, зарисовка, маленькое произведение, которое можно соотнести со стихотворениями в прозе
И. С. Тургенева. «Крохотки» Солженицына совмещают в себе элементы эпоса и лирики, находятся на грани, на границе этих родов. Обладая минимальным сюжетом, они стремятся выразить глубокие философские мысли и чувства.
Писатель раскрывает в крохотке «Шарик» тему свободы, доказывая основную мысль, что свобода – это самое главное желание, стремление и право каждого живого существа.
История создания
Стихотворение в прозе «Враг и друг» Тургенев написал в феврале 1878 г. Это было тяжёлое время в жизни писателя. После выхода романа «Новь» критики ополчились на Тургенева, так что он даже решил оставить творчество. Он писал редактору журнала «Правда», что положил перо и больше за него не возьмётся.
Литературное направление и жанр
Стихотворение прозе «Враг и друг» по жанру ближе всего к притче. Ситуация наивысшего напряжения сил лирического героя аллегорическая. Это одновременно аллегория случившихся с человеком невзгод и реакции на них друга и врага, а ещё – аллегория внутренних переживаний лирического героя, отражённых в материальном мире. Именно поэтому «Враг и друг» остаётся лирическим произведением, несмотря на близость к притче (эпосу).
Принадлежность произведения к реалистическому направлению несомненна. Именно аллегорическая форма позволяет выявить типичные заблуждения человека относительно дружбы.
Тема, основная мысль и композиция
Произведение имеет сюжет: приговорённый к пожизненному заключению умудряется бежать из тюрьмы и от стражей (двойное освобождение). Река на пути – аллегория испытаний, трудностей, препятствий. Гнилая доска через реку – аллегория того невидимого и узкого пути, который отделяет человека от смерти и небытия каждый миг его жизни.
Произведение можно условно поделить на три части. В первой части описываются обстоятельства побега и гибели героя. Во второй части рассматривается реакция на смертельную опасность врага и друга. Враг не и не помешал человеку на его жизненном пути, а друг его гибели. Третья часть – восприятие гибели героя другом. Рассуждения друга моралью не являются, но подталкивают читателя к сопереживанию, превращают притчу в стихотворение в прозе.
Тема стихотворения – истинная и ложная дружба. В заголовке стоит первым слово враг. Смысл этой очерёдности в том, что враг, в отличие от друга, как раз был настоящим, типичным, его поведение – ожидаемым.
Основная мысль: только сложная жизненная ситуация проявляет истинность дружбы, но в такие моменты бывает уже поздно рассуждать о дружбе. Неверный друг может стать даже причиной гибели, но воспримет своё предательство как благо.
Тропы и образы
Эпические события в первых абзацах развиваются стремительно. По законам притчи, автору нет нужды объяснять, почему человек оказался в тюрьме, совершил ли он какие-нибудь преступления, вызывает ли заточение сочувствие читателя или справедливое негодование. Также непонятно, как человек убежал из тюрьмы. Читатель принимает эти условия как данность, ассоциируя себя в какой-то мере с героем стихотворения в прозе.
Среди исследователей есть любопытное наблюдение, что знаки препинания в стихотворении в прозе играют неожиданную роль. Это не только паузы, но и графическое изображение пути героя. Так многоточия аллегорически обозначают расстояние, которое оделяет героя в первом, втором и пятом случае от преследователей, а в третьем, четвёртом и шестом – от смерти. Тире появляются в предложениях перед союзами но, и, стоящими между однородными членами, противопоставленными друг другу: узкая – но глубокая река, засмеялся самодовольно – и пошёл прочь, присел на бережку – и начал горько плакать. В первом случае тире – аллегория шаткой гнилой доски через реку, во втором и третьем – разрыва, границы между погибшим и врагом, героем и неверным другом.
Такое графическое использование знаков препинания является своеобразным изобретением Тургенева и может совсем не учитываться читателем. Это только дополнение к общему аллегорическому смыслу.
Тургенев умело использует глаголы движения в сочетании с наречиями: вырвался, стремглав пустился бежать, мчалась по пятам, начали отставать, занёс ногу, бухнул, утонул. Другая группа глаголов связана с беседой человека с другом: закричал во всё горло – простонал – возопил – горько плакать – безутешно рыдать. В произведении важны как действия, так и реакция на них.
Эпитеты редки, но тоже наполнены аллегорическим смыслом. Река узкая, но глубокая, доска тонкая и гнилая. Это сочетание даёт надежду. Ведь река всё-таки узкая, можно успеть перебежать! Друг лучший, ревностный, враг самый жестокий, волны бурные, тюрьма ужасная, душа добрая. Все эти постоянные эпитеты создают типичную, ожидаемую картину человеческих отношений. Враг в рассказе ожидаемо жестокий, а вот друг не только убивает своей заботой, но и считает своё убийство благом для друга. Вся притча – иллюстрация пословицы «Друг познаётся в беде».
Объяснение: